"С кем Казахстан?-2" - Алексей Копытько

"С кем Казахстан?-2" - Алексей Копытько

Кучно пошло. Снова есть повод затронуть тему Казахстана в контексте войны.

1.В ночь на 14 ноября «Малюк и друзья» ввели ряд санкций на территории России. Опять многострадальный НПЗ в Саратове, база ГСМ в Энгельсе и ещё ряд объектов.

Наиболее яркая серия эпизодов случилась в Новороссийске.

ЦСО «А» СБУ совместно с ГУР, ССО, ракетными подразделениями ВМСУ, ГПСУ и другими структурами Сил обороны Украины провели комплексную операцию по введению санкций против одного из главных маршрутов экспорта российской нефти и нефтепродуктов.

Во-первых, в фокусе атаки оказался перевалочный комплекс «Шесхарис» (структура АО «Черномортранснефть», дочернего предприятия «Транснефти»).

Данный комплекс состоит из двух промышленных площадок – собственно нефтебазы и отгрузочного комплекса «Шесхарис» (на берегу в порту), а также ПК «Грушовая» (основной резервуарный парк, чуть выше на горе). Общая ёмкость резервуаров – 1,3 млн тонн. Пропускная способность комплекса – 75 млн тонн в год.

На карте пожаров NASA зафиксированы масштабные возгорания на территории нефтебазы «Шесхарис», также циркулирует нуждающаяся в проверке информация о повреждениях нефтеналивных причалов.

Во-вторых, была уничтожена пусковая установка ЗРК С-400 из состава 1537-го зенитного ракетного Краснознаменного Кубанского казачьего полка (в/ч 26345) и хранилище ракет. В одной из предыдущих атак примерно в той же локации была повреждён комплекс «Панцирь-С1». Это значит, что порт стал более уязвимым. Туда ещё прилетит.

В целом – атака суперуспешная. Прямой удар по российскому экспорту, а также очередная брешь в системе ПВО/ПРО на стратегическом объекте.

Но картина будет неполной без оценки информационного контекста.

2.Как только власти Кубани и Новороссийска подтвердили удар по ПК «Шесхарис», Reuters со ссылкой на источники сообщил, что «Транснефть» якобы остановила прокачку нефти в порт Новороссийск. В сумме это привело к небольшому росту цены на нефть.

Однако тут же в российских СМИ началась масштабная кампания, фактически опровергающая утверждение Reuters. Но с особенностью.

РосСМИ процитировали сообщение Министерства энергетики Казахстана: «По состоянию на текущий час прием и транспортировка казахстанской нефти по системам «Атырау — Самара» и «Актау — Махачкала» осуществляются в штатном режиме и без ограничений. Ведомство находится на связи с компанией «Транснефть» для получения оперативной информации». После чего россияне добавили со ссылкой на телеграмканал, что Казахстан экспортирует через «Шесхарис» 6 млн тонн нефти в год.

И подвели к выводам: 1) «Шесхарис» работает, там всё в порядке; 2) через «Шесхарис» идёт нефть из Казахстана европейским потребителям, на которую санкции не распространяются. Руки прочь от Новороссийска!

Нюанс в следующем.

3. И сообщение Reuters, и сообщение Минэнерго Казахстана в контексте повреждений ПК «Шесхарис» означают меньше, чем ничего.

Reuters, Блумберг и другие большевистские издания неоднократно замечены в распространении вбросов, влияющих на биржевые котировки. По своей инициативе или нет, они регулярно ссылаются на источники, толкая рынки в ту или иную сторону.

Что касается нефти Казахстана, картина такая.

За девять месяцев 2025 года в Казахстане добыли 75,7 млн тонн нефти и газового конденсата, или 113,2% к аналогичному периоду прошлого года. План на 2025 год – 96,2 млн тонн.

 Экспорт нефти за девять месяцев составил 60,5 млн тонн, или 114,9% к аналогичному периоду 2024 года. План 2025 года – 70,5 млн тонн.

Существует устойчивая пропорция.

80% добытой в Казахстане нефти отправляется на экспорт, 20% потребляется внутри.

80% экспортной нефти (порядка 55 млн тонн в год) идёт через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Эти трубы заканчиваются терминалом Южная Озереевка в том же Новороссийске, но на другой локации

Оставшиеся 20% экспорта распределяются так:

• Порядка 9 млн тонн казахской нефти через нефтепровод «Атырау - Самара» доставляются в Россию к системе трубопроводов «Транснефти».

• Около 3,6 млн тонн переваливается через порт Актау танкерами и в ж/д цистернах. Из них порядка 2 млн тонн доставляется в российский порт Махачкала. А порядка 1,5 млн тонн идёт в Азербайджан для маршрута «Баку – Тбилиси - Джейхан».

• Около 1,2 млн тонн продаётся в Китай по нефтепроводу «Атасу – Алашанькоу».

• И небольшой ручеёк идёт в Узбекистан по ж/д через нефтеналивную эстакаду Шагыр (объёмы скачут от 50 тыс. до 450 тыс. тонн в год).

4. А дальше начинается магия.

Например, с 2023 г. Казахстан стремительно наращивает поставки своей нефти в Германию на НПЗ в Шведте (тот самый завод «Роснефти», которым управляет ФРГ) по «северной» нитке нефтепровода «Дружба». В октябре поставили 225 тыс. тонн, в 2025 г. должно быть 1,5-1,7 млн тонн.

Остальное сырьё физически может идти либо в порты Чёрного моря и Балтики на экспорт (например, часть потока идёт через БТС-2 в порт Усть-Луга), либо на российские НПЗ для потребления внутри РФ.

Естественно, определить, что конкретная молекула нефти в трубе «Дружбы»/танкере «казахская», а не «российская», затруднительно.

Подробность, которую не все учитывают: между Россией и Казахстаном действует договор о транзите 10 млн тонн российской нефти в Китай через казахские трубы по маршруту Омск (РФ) – Павлодар – Атасу – Алашанькоу (КНР). Ещё немножко поставляется в Узбекистан.

Т.о., есть пространство для магии, особенно – на уровне бухгалтерии. Российская нефть может внезапно превращаться в «казахскую», и наоборот. Отследить все эти нюансы сложно, слишком доходный бизнес, много заинтересованных сторон.

Поэтому заявление Минэнерго Казахстана может быть правдой – они таки бесперебойно поставляют нефть в Самару и Махачкалу. Но это вообще никаких не характеризует состояние ПК «Шесхарис».

Это мы поймём чуть позже и по другим признакам.

Объекты в Новороссийске. Перевалка Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) - к западу от города. Шесхарис "Транснефти" - в восточной части порта.

По центру - расположение 1537 зенитно-ракетного полка (укомплектован ЗРК С-400 и ЗРПК "Панцирь - С1"). Был.