В 1917 году на волне разыгравшихся грабежей и налётов матросы, ворвавшиеся в дом, выгнали Лёню Кербера, его брата Виктора и мать Ольгу Фёдоровну на улицу, а помещение экспроприировали. Глава семьи, капитан первого ранга в Балтфлоте, в этот момент был в Англии, и с тех пор их связь прервалась. После некоторых мытарств Керберы поселились в Луге, рядом с родственниками. Лёня добровольно отправился на Лужский артиллерийский полигон – оттуда и был призван в Красную армию. Ему было 15, и долгих раздумий принятое решение не потребовало. Воевал в составе артиллерийского дивизиона 4-й Петроградской пехотной дивизии, участвовал в боях против Юденича, в Польском походе и в подавлении Кронштадтского мятежа. Среди мятежников, как выяснилось много позже, на том финском льду был двоюродный брат Лёни – Александр.
Отслужив на фронтах Гражданской войны дважды, не поступив ни в Военно-воздушную академию им. Жуковского, ни в лётное училище, Кербер работал где придётся, пока не получил место слесаря в лаборатории Научно-испытательного института связи (НИИС). Здесь он быстро проявил себя, и скоро начальник отдела перевёл Кербера на конструкторскую работу – в проект по созданию радиопеленгатора. Прибор АПР-1 был создан, после испытаний его устанавливали на бомбардировщиках ТБ-3 (АНТ-6) в Хабаровске. Так Кербер познакомился с Туполевым – оценив вклад Кербера в общее дело, Туполев его запомнил.
Экипаж стартовал 20 июля 1936 года. Вся страна с замиранием сердца следила за этим полётом на страницах газет и в кадрах кинохроники. Золотые годы начала советской авиации – всеобщее ликование. Уже 24 июля весь экипаж был удостоен звания Героев СССР. Небом заболела вся страна. Леваневский в 1936 году летел из Лос-Анджелеса в Москву на поплавковом варианте одномоторного пассажирского Вaлти V-1A американца Джерарда Валти – и получил орден Трудового Красного Знамени, а его напарник Левченко – орден Ленина.
12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А, созданный Болховитиновым и Курицкесом, с бортовым номером Н-209 с экипажем из шести человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Леваневский не доверял туполевскому АНТ-25, но и эта машина была экспериментальной. Радиосвязь с бортом прервалась 13 августа в 17:58 по Москве, после того как они пролетели над Северным полюсом.
На Лубянку его привезли под утро Первомая, когда на улицах уже собирались демонстранты. Кербера судили за контрреволюционную деятельность по статьям 58-7 и 58-11 УК РСФСР – у него для этого всё-таки были все данные. Доказательная база оказалась крайне слабой, но кого это волновало. Когда ему пришлось признаваться в диверсиях, техническую сторону дела он обставил так, чтобы с точки зрения законов физики было очевидно, что признание – это бред, но следователи ничего не заметили. Позже в лагерной биографии это сыграло за Кербера, но в ноябре 1938 года его всё равно приговорили к восьми годам лагерей. И через несколько дней по этапу он отправился в Архангельск – в Кулойлаг.
Великие свершения, без которых, кажется, была невозможна жизнь простого советского человека, вполне удавались на строительстве гидроэлектростанций, железнодорожных магистралей и других стройках века, писал Леонид Кербер. Хуже было с производством машин и тракторов. И уж совсем скверно дела обстояли в области производства высокоточной техники – «тут дело шло к явному провалу». Для реализации планов НКВД по разработке боевых летательных машин требовалось 1500–2000 человек. На пороге войны враги революции, превратившись в арестантов, стали бесплатной и бесправной рабочей силой. Авиация в ней ещё как нуждалась. Единственным подходящим по размеру и оборудованию помещением для площадки под разработку будущих легендарных самолётов было бюро авиационного завода № 156 на улице Радио в Москве. После ареста своих руководителей оно влачило жалкое существование.
Пока Кербер валил деревья на лесоповале под Архангельском, его судьбу решал под Москвой арестованный в 1937-м авиаконструктор Туполев. В самом начале проекта в Болшево НКВД потребовало списки специалистов по авиации, годных для разработок стратегически важной лётной техники. Составляя свой, Туполев боялся спровоцировать аресты, но когда список был изучен в НКВД, оказалось, что большинство из фигурантов уже арестовано. Туполев разыскивал своих конструкторов по лагерям и тюрьмам от Минска до Колымы, от Джезказгана до Норильска, и многих не нашёл. В бригаде Туполева Кербер должен был отвечать за оснащение электрикой и радиооборудованием разрабатываемых моделей. В самом ЦКБ-29, кроме туполевского, было ещё три аналогичных
конструкторских бюро.
Кербер оказался одним из пионеров внедрения радио в авиации. Он принимал участие в разработках стратегически важной боевой техники и, в сущности, реализовался в жизни. Уже в 1952 году, когда арест был давно позади, в ОКБ Туполева ему предложили пост заместителя генерального конструктора по оборудованию, для него же и созданный. Он был неоднократно представлен к государственным наградам и впоследствии отмечен правительством. Однако, говоря о его жизни и крупных заслугах, особенно государственных, следует помнить, что несколько лет своей яркой биографии он провёл в унизительном подчинении у надзирателей. Также как и Туполев, и ещё 102 человека из его КБ. Во время пересмотра уголовного дела Кербера в 40-е выяснилось, что никакого преступления он не совершал и в тюрьме отсидел ни за что. К слову сказать, арестованному в 1937 году Туполеву обвинение смогли предъявить только в 1940 году, ещё через год он был освобождён и полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года.
«Мы часто на страницах прессы негодуем, когда где-нибудь обнаруживается спрятавшийся от расплаты какой-нибудь фюрер СС – и это справедливо. Допустим, что процессов над “отечественными эсэсовцами” из ГУЛАГа и МВД из-за того, что может вскрыться, проводить не хотят. Но расстрелять Лысенко и Презента следовало бы. Потеряв в застенках 10 миллионов жизней своих соотечественников, страна могла бы позволить себе добавить к ним еще двух негодяев, не нашедших в себе мужества покончить с собой», – был убежден под конец жизни Кербер.
Алена Городецкая