Самые необычные музеи Украины - Музей метро

Самые необычные музеи Украины - Музей метро

Этот музей был открыт в 2000-м году в ознаменование 40-летия пуска первого участка Киевского метрополитена длиной 5,2 км.. Экспозиция музея насчитывает 1545 единиц основного и 910 единиц вспомогательного фонда, и постоянно обновляется.

История киевского метро началась в 1936 году – с дипломной работы выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова. Он предложил горсовету свой проект, который так и назывался: «Киевский метрополитен». Диплом одобрили, Папазова премировали 1000 рублями, но строительству помешала война. Только в 1945 году вышло постановление совнаркома, в 1949 году возник «Киевметрострой», а в 1950-м — «Киевметропроект».

Машинистов набирали из бывших железнодорожников, они проходили подготовку в Москве. Первыми открыли 5 станций «красной ветки»: «Днепр», «Арсенальную», «Крещатик», «Университет» и «Вокзальную». Первые составы переправляли в Киев по железной дороге с Мытищинского завода. Принимали их на ж/д станции «Дарница». В начале 60-х линия метро размещалось на правом берегу Днепра, мост Метро ещё не построили, так что были сконструированы спецтележки на которых вагоны перевозили ночами по мосту Патона и сгружали возле станции «Днепр». При помощи мотовозов их заводили на поворотный круг, который поворачивал состав, и на подъемнике грузоподъемностью 36 тонн поднимали наверх. Так происходило до 1965 года, пока не открыли станции «Гидропарк» и «Левобережная», а после них построили депо «Дарница», где формировались составы.

Интересные факты:
— самая глубокая станция в мире «Арсенальная» — глубина её залегания около 105 метров,
— максимальная скорость состава в тоннеле около 90 км/ч,
— машинистов штрафуют за опоздание поезда более чем на 30 секунд,
— станция «Днепр» сначала был конечной, моста Метро тогда ещё не было и вагоны разворачивались на специальном поворотном круге, после чего отправлялись в путь,
— суточный объем потребления электроэнергии всем метрополитеном составляет 621 000 киловатт,
— метро может работать до 2 часов в автономном режиме в случае отключения электричества.

А теперь о самом музее. Первые составы метро были трехвагонными, поэтому экспозиция размещена в трех залах. Информация представлена на стендах и витринах с экспонатами. Над стендами в хронологическом порядке размещены большие фотографии станций и указанные годы пусковых участков.

Первый зал посвящен строительству и открытию очередей метрополитена разных лет. Здесь вы найдете документы и фото первых лет строительства и работы метро, личные вещи предыдущих начальников метрополитена, награды — ордена и знамена и многое другое. Также здесь есть особый экспонат — действующий макет станции «Днепр» в типоразмере 1:87 с первым депо в том виде, какой оно имело в 1960-65 гг.. Вы сможете увидеть, как именно происходил подъем вагонов типа Д на эстакаду станции.

Второй зал посвящен службам метрополитена. На каждом из стендов — рассказ о подразделении и людях, которые в нем работают. В витринах службы подвижного состава и депо — модели вагонов и части оборудования. Есть здесь и исторические реверсивы — «ключи» машиниста от поезда. Широко представлены в этом зале проездные документы — как киевские, так и других метрополитенов СНГ и мира. Коллекция регулярно пополняется, поэтому теперь вы сможете увидеть один из первых билетов киевского метро, жетоны и бумажные билеты начале 90-х годов, а также множество месячных проездных — от картонных до магнитных и электронных. Кроме того, именно здесь есть витрина с символическими ключами и приглашениями на открытие станций — именно в Киеве удалось сохранить наибольшую в СНГ коллекцию.

В третьем зале установлен первые часы с центральной временной станции метро, которые синхронизировал время и интервалы, действующий макет работы оборотного тупика (выполнено в типоразмере 1:87). На стендах этого зала размещена информация о подразделениях — службе военизированной охраны, службах ЭМ, ТС, П, а также о информационно-вычислительном центре и проектно-конструкторском технологическом бюро метрополитена.