Рубрика «Мнение»
В гибели горняков и горноспасателей в шахте "Северная" в России самое страшное – предопределенность. Они погибли, потому что не могли не погибнуть. Вероятность такого исхода росла день за днем, пока не превратилась в неизбежность.
Вот, скажем, арест главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и 15 его подельников (всего в деле фигурирует 19 обвиняемых). Нужно быть очень наивным человеком, чтобы видеть в этом событии "борьбу с коррупцией". Опытный наблюдатель сразу задаст главный вопрос: "Кому он мешал?" И тут же получит правильный ответ: "В первую очередь, Аликперову и Мордашову".
Война с "ЛУКОЙЛом" и "Северсталью" досталась Гайзеру в наследство от прежнего губернатора Торлопова. Верным союзником республиканских властей в этой борьбе была "Ренова" Виктора Вексельберга. Кроме того, Гайзер входил в Высший совет партии "Единая Россия" и считался протеже Дмитрия Медведева. Говорят, что роковым для него стал конфликт с Аркадием Ротенбергом, сын которого в свободное от внедрения в жизнь системы "Платон" время занимается бурением в Коми… Нетрудно догадаться, что, избавившись от "занозы", победители расслабились. В частности, Мордашов мог теперь позволить себе некоторые вольности в эксплуатации принадлежащей ему шахты "Северная". Дочь одного из погибших горняков рассказала на камеру о чрезмерной загазованности шахты, на которую жаловался ее отец за 22 дня до первого взрыва. Якобы руководство требовало от шахтеров зарывать датчики метана, чтобы работа в забое не прекращалась. Те соглашались, потому что вынужденный простой лишал их заработка.
Любопытно, что сразу же после публикации видеосюжета об этом на сайте "Московского комсомольца" там появился комментарий следующего содержания: "Когда я там работал, мы накрывали датчики метана телогрейками. Не будет плана – не будет премии". А еще через несколько часов на лентах информагентств появилось официальное опровержение Мордашова. "Он объяснил, что датчики увязаны в единую систему и передают сигналы в режиме реального времени и их нельзя закрыть, так как сигнал сразу же уходит на центральный пульт", – сообщает "Интерфакс".
Тем не менее временно исполняющий обязанности главы республики Сергей Гапликов потребовал провести "максимально открытое" расследование трагедии. И немедленно получил издевательский ответ представителя Следственного комитета России. "Вместо пустых, ни к чему не обязывающих заявлений руководству республики следовало бы оказать всяческое содействие в расследовании, а еще лучше – до подобных трагедий предъявлять требования и контролировать работу своих подчиненных структур в исполнительной власти, которые отвечают за безопасность при выполнении работ на таких объектах", – отметил Владимир Маркин.
В итоге пресс-службе главы республики пришлось не только дезавуировать свое заявление, но и… принести следственным органам официальные извинения. Причина испуга понятна: республиканским властям ясно дали понять, что именно они – главные кандидаты в "стрелочники". А значит, лучше спустить это дело на тормозах. Для всех так будет лучше.
Очевидно, что такой робкий руководитель (да еще и временный!) не мог быть для менеджмента "Северной" источником проблем. Совсем другое дело – самоуверенный шахтерский сын Гайзер, сидящий ныне в СИЗО. Если бы он оставался на свободе, "подчиненные структуры в исполнительной власти", возможно, работали бы чуть жестче. И метан мог бы вообще не взорваться. Между тем, Ростехнадзор уже назвал аварию на "Северной" "горногеологическим событием", которое носит "природный характер". А значит, виноватых нет. Но есть 26 человек под землей, которых надо спасать. Вернее, были...
Рекордную по срокам спасательную операцию, как известно, провели в Чили в 2010 году. Она длилась целых 69 дней и обошлась в 22 миллиона долларов. В итоге, на поверхность земли были подняты 33 живых горняка. Впереди у шахтеров был символический футбольный матч с руководством страны, паломническая поездка в Израиль и голливудская экранизация их истории с Антонио Бандерасом в главной роли.
Судьба воркутинских горняков решилась уже на четвертый день. Глава МЧС России Владимир Пучков официально объявил: "Все умерли". Это позволило немедленно начать операцию по спасению… шахты. Чтобы погасить горящий метан, под землю уже начали нагнетать азот. От затопления было решено отказаться, так как этот варварский способ тушения затруднил бы возвращение шахты в строй. А ведь ее коксующиеся угли так нужны мордашовской "Северстали".
В общем, воркутинский сюжет совсем не похож на чилийский. Зато сходство с подводной лодкой "Курск" поразительное! И с "Норд-Остом". И с Бесланом.
Везде, где борьба за спасение человеческих жизни создавала неудобства государству или, как в этом случае, придворным олигархам, ее немедленно прекращали (или вовсе не начинали). А следствие превращалось в затяжной спектакль, цель которого – скорее сокрыть и уничтожить улики, чем восстановить картину происшедшего и найти виновников.
В свое время придворный юморист Максим Кононенко (Mr Parker) гениально сформулировал кредо режима применительно к таким трагическим эпизодам: "Вместо того, чтобы год заниматься поиском виновных в гибели своих детей, лучше бы родили новых детей", – посоветовал он бесланским матерям.
В 2004 году такое заявление казалось верхом цинизма. В 2016-м в нем уже нет ничего скандального. Государственные интересы сегодня требуют много смертей. А Москва по-прежнему слезам не верит.
Владимир Голышев, публицист и драматург
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции
Оригинал публикации – на сайте Радио Свобода