«Сирота казанская»: Как Лев Дуров и Николай Фоменко рисковали здоровьем на съемках

«Сирота казанская»: Как Лев Дуров и Николай Фоменко рисковали здоровьем на съемках

Сценарий новогодней комедии появился благодаря обычному газетному объявлению: однажды сценарист и драматург Олег Антонов наткнулся в прессе на письмо женщины, разыскивающей своего отца, которого она никогда не видела. Она обратилась в газету с просьбой помочь ей в ее поисках. Чем завершилась эта история – неизвестно, но она вдохновила Олега Антонова на создание сценария о сельской учительнице, которая после смерти матери в ее документах нашла неотправленное письмо, адресованное некоему Павлу. С ним ее мать связывал короткий курортный роман, в результате которого Настя и появилась на свет. Девушка решает разыскать своего отца и публикует это письмо в газете. В канун Нового года на пороге ее дома вдруг появляются сразу 3 мужчины с именем Павел, каждый из которых претендует на отцовство. И хотя в итоге оказывается, что ни один из них не связан с Настей кровными узами, все они становятся для нее родными людьми.

Идея снять по этому сценарию фильм родилась у Владимира Машкова во время посиделок на кухне с друзьями – драматургом Олегом Антоновым и продюсером Игорем Толстуновым. Владимиру Машкову удалось собрать в своем фильме великолепный актерский состав. Главную роль исполнила его бывшая жена, актриса Елена Шевченко. Они поженились еще в 1984 г., когда оба учились на одном курсе Новосибирского театрального училища. Учебу Машков не окончил – он был отчислен после драки и жалобы, написанной директору училища его собственной супругой, после чего он отправился покорять Москву. В 1985 г. у супругов родилась дочь Мария, впоследствии тоже ставшая известной актрисой. И хотя вскоре Елена отправилась вслед за мужем в Москву, их брак вскоре распался – оба были чересчур вспыльчивыми и нетерпимыми и постоянно устраивали друг другу скандалы.

Интересно то, что на пробы в комедию «Сирота казанская» Елену Шевченко пригласил не сам Машков, а оператор фильма Николай Немоляев. Увидев бывшую жену на съемочной площадке, режиссер долго сомневался по поводу того, стоит ли доверять главную роль именно ей. Однако на пробах она оказалась намного убедительнее других претенденток. На момент съемок фильма «Сирота казанская» и у Машкова, и у Шевченко были уже другие семьи, но они смогли сохранить теплые отношения и взаимное уважение. На вопрос о том, легко ли ей было работать с бывшим мужем после расставания, актриса отвечала, что тогда воспринимала его в первую очередь как первоклассного профессионала, и что никто из них никогда не путал работу с личной жизнью. Никаких поблажек на съемках бывший муж ей не делал, Елене приходилось безропотно выполнять все его требования. «С Володей не может быть никаких дискуссий, он – тиран и деспот», – с улыбкой говорила актриса.

До этого Шевченко снималась в кино уже 6 лет, но именно эта роль принесла ей первую громкую популярность. Позже актриса рассказывала: «Для широкой публики я стала известной благодаря этой картине. Мне было интересно с Володей работать, я ведь не с бывшим мужем работала, а с режиссером, он человек очень профессиональный и талантливый. Он меня и утвердил на эту роль. Мою фотографию в руки взял оператор Николай Немоляев, он сказал: «Она была на пробах, очень хорошая актриса, по-моему, нам подходит»… Мы не теряем человеческий интерес друг к другу, мне всегда интересно, что делает Володя, и, надеюсь, ему тоже. У нас родился красивый ребенок, мы интересны друг другу».

Елена Шевченко отлично справилась со своей ролью, но в первую очередь залогом успеха фильма стало участие в нем сразу трех легенд советского кино, сыгравших претендентов на роль отца Насти, – Олега Табакова, Валентина Гафта и Льва Дурова. А роль жениха Насти, тракториста Коли, исполнил Николай Фоменко – музыкант, актер, телеведущий, шоумен, пребывавший тогда на пике популярности. Он снимался в кино с 1983 г., но именно эта роль принесла ему большой успех и признание в качестве актера. Правда, съемки дались ему нелегко.

События в фильме происходили в Новый год, съемки начались в марте, когда улицы еще оставались заснеженными. Но резкое потепление разрушило все планы – после продолжительного дождя снег растаял, и Машкову пришлось раздобыть 9 рефрижераторов с искусственным снегом. Правда, ситуацию это не спасло. Когда режиссер уже подумывал о том, чтобы перенести съемки на следующую зиму, природа смилостивилась, и начался сильнейший снегопад.

Лев Дуров вспоминал: «Когда мы приехали в Ярославскую область, где должны были работать, началась такая чудовищная пурга, что Елена Шевченко, которой пришлось сниматься на улице, больше напоминала снежный ком». Но больше всех досталось Николаю Фоменко. По сюжету, его герой должен был устанавливать елку в сильную метель. Этот эпизод снимали с помощью вертолетно-самолетного двигателя. Фоменко рассказывал: «От мощности ветродуя температура понизилась до 35 градусов мороза. И я из-за этого ветра весь покрылся ледяной коркой». Эта сцена стала для актера настоящим испытанием. К тому же ради съемок в этом фильме Николаю Фоменко пришлось научиться водить трактор, хотя профессиональный автогонщик справился с этой задачей в считаные дни.

Рисковать здоровьем на съемках пришлось и Льву Дурову. Во время сцены потасовки его героя с персонажем Валентина Гафта Лев Дуров потерял сознание – его партнер случайно зажал ему сонную артерию. Потеря сознания была кратковременной, и никто из съемочной группы не догадывался о случившемся. Но самому актеру эти секунды показались вечностью, он не на шутку испугался, но признался в этом только спустя годы после выхода фильма на экраны.

Как ни странно, Валентин Гафт, сыгравший в кино к тому моменту десятки легендарных ролей, остался недоволен своей работой в этом фильме. «Володя замечательно вел себя на съемках. Задачи, которые он ставил, мы, старые идиоты, часто не могли выполнить. Мы не дотянули до того, чего хотел режиссер. Каждый немножко в свою сторону тянул», – говорил Гафт. Зная чрезмерную требовательность к самому себе и самокритичность актера, можно сказать, что он явно недооценивал собственные возможности, ведь и коллеги, и зрители, и критики оценили его работу очень высоко!

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090120/45143/