Мы удивляемся, почему многие люди не понимают очевидных, казалось бы, вещей. Неужели столь сильна пропаганда? Сильна, конечно. Но дело не только в ней.
Беседую с хорошей, интеллигентной аудиторией. Это ни в коем случае не «ватники». Слушают хорошо. Вопросы задают активно. Однако, в какой-то момент замечаю, что мы движемся по кругу. Только что отвечал на важный вопрос, а мне задают его вновь, лишь несколько меняя форму. Не слушают? Нет, скорее, слушают, но не слышат, поскольку ожидают ответа в привычном виде:
- Объясните, пожалуйста, это круглое или зеленое?
- Так нельзя ставить вопрос. Давайте, сначала скажу о том, что можно сравнивать?
- Хорошо, спасибо. А теперь поясните: это красное или пирамида?
Когда разговор складывается подобным образом, мы оказываемся перед выбором. Либо отвечать упрощенно, то есть примерно так, как рассказываешь на лекции студентам, исходя из представления, что большинству нужно лишь сдать экзамен, а талантливое меньшинство потом прослушает дополнительные курсы, прочтет необходимые книги и, в конечном счете, разберется. Либо сразу отвечать подробно (как в беседе с коллегами), раскрывая все сложности проблемы, поясняя, что простых ответов за пять минут получить невозможно, и отсылая к литературе, которую можно изучить дополнительно.
В первом случае мы быстро наталкиваемся на возражения, подготовленные пропагандой. Ведь говорим не с безразличными студентами, которым надо лишь экзамен сдать, а с теми, кто интересуется проблемой и уже составил себе картину мира, пользуясь наиболее доступными средствами информации. А во втором случае натыкаемся на своеобразный ментальный барьер: видим, как лица слушателей быстро скучнеют, глаза потухают, интерес пропадает. Аудитории психологически некомфортно искать сложных ответов, собирая новые факты и меняя картину мира, в которой было сравнительно удобно существовать.
По своему позднесоветскому опыту знаю, что рушится подобная защита лишь тогда, когда пропаганда перестает работать, поскольку людей уже не устраивает весь образ жизни в стране и они как бы становятся студентами, готовыми впитывать новую информацию (хотя, естественно, в упрощенном виде).