"США сдали тест на трампоустойчивость, а у Украины снова газы" - Сергей Фурса

"США сдали тест на трампоустойчивость, а у Украины снова газы" - Сергей Фурса

Начало года выдалось бурным в США, а как известно, если чихают в Капитолии, то в некоторых отдаленных уголках мира может возникнуть торнадо. В этот раз в Капитолии не то что чихали, а скорее даже почти пели матерные частушки. Картинки толпы маргиналов, которые по указке безумного Трампа залезли в Капитолий, облетели весь мир. Конечно, их быстро оттуда вывели, никакого переворота не случилось, но американская элита испугалась и дала всем понять, что кто то перешел черту. И в один момент Трампа удалили из соц сетей, его банкиры решили не иметь с ним дела и может даже жена наконец подала на развод. И все еще президент сидит сейчас одиноко в Белом Доме, как будто бы он одновременно заболел чумой, коронавирусом и сифилисом, а США на весь мир показывают, как важно иметь сильные институты, в том числе институт репутации. Фондовые рынки вообще не переживали по поводу происходящего в Капитолии, став лучшим индикатором того, что система не боится психов. Более того, в один день с атакой адептов теорий заговора в Вашингтоне случились выборы в Джорджии, где адепты этих самых безумных теорий заговора проиграли, а демократы победили, обеспечив себе большинство в обоих палатах парламента.
В результате, рынки переоценили возможность стимулов, что заставило с одной стороны пересмотреть в сторону повышения оценки будущего экономического роста, а с другой – повысить инфляционные ожидания. Сейчас Байден говорит об очередной пакете стимулов на еще 2 млрд долларов. А что такое инфляционные ожидания в данном случае? Это ожидания роста ставок. Что будет поначалу тем самым чихом, потому что незначительный рост ставок в США обернется резким ростом для развивающихся рынков. И шара с бесконечно дешевыми деньгами может закончится. Ожидания роста ставок уже заставили банки поменять курсовые ожидания и если даже по украинским телеканалам в конце года проносились вести, что скоро доллар ничего не будет стоить, то теперь пора заказывать другую музыку и говорить об устойчивом и сильном американском долларе. Пока же деньги еще дешевые, а стимулы продолжают наполнять карманы миллениалов, сидящих дома и от скуки играющих на фондовых рынках, деньгами, продолжается полет в небеса Теслы, акции которой, кажется, хотят оказаться на марсе раньше колонизаторов Маска, и биткоина. Великий и могучий хайп надувает рекордные в истории пузыри, которые в один момент обещают очень громко лопнуть, от чего заложит уши тоже по всему миру. Но пузырь может надуваться еще долго, благо денег и хайпа хватает. Пока индекс S&P500 продолжает торговаться у исторических максимумов, периодически небрежно их обновляя но пока скромно не решаясь на новый рынок. Утро пятницы индекс S&P500 откроет на отметке 3795 пунктов.
Первые звоночки первых ожиданий разворота в ставках уже долетели до сегмента развивающихся рынков, в том числе и Украины, ударив по котировкам суверенных бондов. Украинские гос облигации потеряли около одного процента своей стоимости на этой неделе. Пока что не сильно, пока по всей вселенной развивающихся рынков, от Кении до Украине, прокатилась только первая волна, словно в пруд бросили маленький камешек. Но что полетит туда дальше остается загадкой. Вернее, когда туда начнут прыгать участники программы, показывающей как похудеть, остается загадкой. Украина не была бы Украиной если бы сама не придумала себе проблемы. Наша история с МВФ, виртуальная миссия которого работает в Киеве без особых шансов на успех, ведь вряд ли стоит ожидать исполнения взятых на себя обязательств по борьбе с коррупцией и судебной реформе, пополнилась еще одной печальной темой. Вечной украинской историей про тарифы на газ. Кажется, президент вдруг обнаружил, что осталась еще одна реформа, которую он не поломал играючи, и добрался до рынка газа. Теперь у нас случилась ситуация, когда у нас рынок газа есть когда цена низкая и рынок всем нравится, и рынка газа нет когда цена высокая и ее считают не справедливой. Казалось, что эта тема уже забыта. Что больше не будет популистов, которые рассказывают сказки о том, что раз по Конституции недра принадлежат народу Украины, то значит газ всем должен продаваться ниже рыночной стоимости, почему то не требуя гвозди, сделанные из украинской руды, или картошку, выращенную в святой украинской земле, ниже рыночной стоимости. Казалось, что мы отказались от коммунизма в газовом ценообразовании и пошли вперед. Но так только казалось. Враз все вернулось вспять.
С одной стороны, ситуативно серьезно поднялись цены на газ в Европе. Тут тебе и внезапные холода, включающие снегопады в Мадриде, тут тебе и самая холодная зима в Китае, которые перетянул на себя весь сжиженный газ. А с другой стороны, монополисты одного олигарха, который сейчас отчаянно сопротивляется перспективе отдыха в американской тюрьме, решили резко поднять цены, существенно увеличив свою маржу. И получилось забавно. С одной стороны Газсбыты олигарха подняли цены, а с другой партия этого олигарха начала проводить митинги против высоких тарифов. А дальше все уже пошло по стандартному сценарию. Президент увидел репортаж о 100 бабушках, которые на камеру перекрывают дорогу, что отвлекло его от созерцания мирно падающих снежинок на улице, испугался и приказал сдать назад. Так уже было не раз. Например, именно так похоронили либеральную модель земельной реформы. К счастью, в финальной версии поломанного рынка нашли отражения не все безумные идеи, и, например, о финансовой стоимости Нафтогаза вряд ли стоит переживать, но рынок перестал быть рынком, а очередной пункт программы МВФ, за который Украина уже получила деньги, был аннулирован. После того, как украинские чиновники наделали делов, они пошли к МВФ, просить, чтобы их за это простили и не ставили в угол. Переговоры, как говорят украинские чиновники, прошли конструктивно.
В принципе, любые переговоры с МВФ проходят конструктивно. Эксперты оттуда никогда не пошлют матом никого, даже если этот «никто» в их понимании совершает то ли очередную глупость, то ли очередную подлость, как можно интерпретировать кидок. Но очередную проблему мы сами создали себе на ровном месте. Правда, везет, что пока внешние рынки остаются такие благоприятными, сотрудничество не критично и у Украины есть полгода. Правда, за эти полгода, когда мы можем себе позволить вести себя как угодно, скорее можно ожидать новых наломанных дров, чем исправления уже сделанных ошибок. Но Минфин получили очередную головную боль, ведь бюджет с МВФ и бюджет без МВФ – это все-таки два совершенно разных бюджета, пусть и заметно это может стать только в конце года. Одновременно, Минфин получил подлянку от своих же депутатов. И уже не в первый раз. Один глава комитета вдруг начал говорить о перспективе обмены варранты на еврооблигации. Один раз такое его интервью уже разогнало цену варрантов, которые осенью 2019 года торговались около 60% от номинала и сейчас он захотел повторить, несмотря на то, что после того случая Минфин даже разослал всем мемо, что можно говорить, а что нельзя, под страхом смертной казни. И вот тема варрантов была среди запретных тем, ведь каждое такое интервью приводит к росту стоимости варрантов, что усложняет потенциальные переговоры и делает для страны выкуп дороже. Сейчас варранты уже стоят около 105% от номинала и последний рывок стоимости стал результатом именно интервью говорливого нардепа. А на внутреннем рынке гривна укрепилась, отыграв часть резкого ослабления конца года, вызванного массовым финансированием расходов бюджета. А аукционы по размещению ОВГЗ стали умеренными, ставки остаются стабильными, а вот объёмы снизились. И пугает только то, что спрос остается в основном на короткие бумаги, постоянно повышая планку необходимых заимствований уже до конца 2021 года. Но об этом, как и о многом другом, думать придется уже после лета.