Сто великих украинцев — Григорий Саввич Сковорода

Сто великих украинцев — Григорий Саввич Сковорода

Украинский просветитель, философ, поэт и педагог, «украинский Сократ». Жизнь Сковороды уже вскоре после его смерти «обросла» легендами, вышедшими из-под пера исследователей его творчества. Единственным достоверным документом, излагающим события жизни великого философа, является небольшая биография, составленная с его слов учеником и другом Н. Коваливским. Но и в ней многое недоговорено или описано не совсем ясно. Поэтому немало фактов из жизни Сковороды остается неизвестными и проблематичными.

Григорий Саввович Сковорода родился в селе Чернухи на Полтавщине (ныне Лохвицкого р-на) в семье казака. В Киевской академии он изучил классические и новые европейские языки (греческий, латынь, древнееврейский, немецкий), философию и литературу.

В 1741 г. Сковорода, не завершив обучения, поехал в Россию, где в Москве и Санкт-Петербурге служил в придворной певческой капелле. В течение всей жизни он оставался большим любителем музыки: лично исполнял собственные песни, играл на дудочке, флейте, скрипке, гуслях и бандуре. Вернувшись в Киев в 1744 г. в составе двора императрицы Елизаветы, молодой Сковорода вскоре отбыл за границу со свитой генерал-майора Ф. Вишневского — его зачислили на должность певчего церкви русского консульства в Токае (Венгрия), которую собирался строить генерал. Вишневский пригласил Сковороду сопровождать его потому, что тот хорошо пел, мог развлечь игрой на музыкальных инструментах, выступить переводчиком с нескольких иностранных языков, да и просто как земляка и компаньона — умного собеседника.

В 1745-1750 гг. Сковорода вместе с генералом посетил Австрию, Словакию, Польшу, Германию, Северную Италию, где познакомился с учеными и приобрел новые знания — три года обучался в университете Галле у философа и физика X. Вольфа, одновременно совершенствуя свой немецкий.

Вернувшись в 1753 г. в Украину, Сковорода преподавал поэзию в Переяславском коллегиуме по собственному новаторскому учебнику. На требование переяславского епископа читать эту дисциплину «по-старому» Сковорода, намекая на некомпетентность епископа в искусстве «пиитики», ответил латинской поговоркой: «Одно дело — посох епископа, другое — палочка музыканта». Тем не менее, решением духовного суда — консистории, Сковорода был устранен от этой должности.

В 1754-1759 гг. Сковорода по; приглашению помещика С. Томары служил учителем его сына, Василия, другом которого остался на всю оставшуюся жизнь. Как вспоминал В. Томара, его отец, переяславский полковник, попросил приятеля, киевского митрополита Т. Щербацкого, прислать в свое имение Ковраи наставника, имеющего хорошие манеры, образованного и умного. По мнению митрополита, именно Сковорода отвечал всем этим требованиям — был умен, знал языки, «умел держать себя на публике», так как много лет прожил при императорском дворе и за границей.

В 1759-1764 гг. Сковорода читал поэтику в Харьковском коллегиуме, где в основном преподавало духовенство. Ему предлагали остаться в этом учебном заведении при условии принятия монашества, но Сковорода ответил: «Вы желаете, чтобы я увеличил число фарисеев? Ешьте жирно, пейте сладко, одевайтесь мягко и монашествуйте!». Смысл жизни Сковорода видел в скромности, воздержании и аскетизме, «устранении всего ненужного для приобретения нужного». Сковорода был вынужден оставить коллегиум, но вернулся в него в 1768 г. как преподаватель «Катехизиса» в «дополнительных классах», не зависевших от коллегии и готовивших инженеров, топографов, артиллеристов и архитекторов. Под видом Закона Божьего Сковорода читал курс христианской этики «Начальная дверь к христианскому благонравию» и учил молодежь не религиозным догматам, а «поиску в себе настоящего человека». За это уже в следующем году он был уволен с должности.

Сковорода поселился вблизи Харькова в селе Гужинское, в избушке на лесной пасеке, где написал философские произведения «Асхан» и «Наркис».

Вскоре философ переехал в имение помещиков Розальон-Сошальских — село Гусинка Изюмского округа на Харьковщине, и также поселился на лесной пасеке.

Последние 25 лет жизни Сковорода проповедовал свои философские взгляды среди народа. «Путешествующий философ» в бедной крестьянской одежде, с самыми необходимыми книгами и вещами в котомке пешком обошел всю Слобожанщину, останавливаясь на отдых в сельских хатах или имениях образованных помещиков — Тевяшовых, Донец-Захаржевских, П. Щербинина, Я. Правицкого, своего ученика Н. Коваливского. Сковорода предпочитал жить там, где встречал умных и добрых людей или же нуждавшихся в помощи для перевоспитания, повышения интеллектуального и образовательного уровней. Не прекращал философ и частного обучения молодежи. Иногда он ездил в Киев и Москву (где работал в монастырских библиотеках, изучая античную поэзию), бывал на Воронежчине, Курщине и Орловщинё, жил в Таганроге. Хотел поехать и на Кавказ, к служившему там своему ученику В. Томаре, но из-за слабого здоровья не смог.

В 1770-1780-х годах, по словам Н. Коваливского, «и добрая, и дурная слава распространялась о нем по всей Малороссии. Одни ругали его, другие хвалили и все хотели видеть его». Тем не менее, Сковорода, любивший уединение, не был мизантропом, аскетом и мистиком: не сторонился компании друзей и единомышленников, пел и играл на музыкальных инструментах до глубокой старости.

В это время он создал ряд известных философских и поэтических произведений (которые при жизни не печатались), учил людей морали как словом, так и собственным примером. Стихи на библейские тексты, написанные в 1753-1785 гг., он объединил в сборник «Сад божественных песней».

Предвидя скорую смерть, Сковорода в 1794 г. поехал в село Хотетово на Орловщине, где попрощался с любимым учеником и другом Н. Коваливским. Вернувшись, поселился у друзей в селе Ивановка неподалеку от Харькова (ныне Сковородиновка), где и окончил жизненный путь. По преданию, Сковорода сам выкопал могилу в саду, переоделся в чистую одежду, положил под голову рукописи своих произведений, накрылся свитой и заснул навеки.

На надгробии великого украинского философа, согласно его завещанию, была сделана надпись: «Мир ловил меня, но не поймал».

Многочисленные произведения Сковороды делились на философско-богословские и литературные. Первые богословские трактаты, «Наркис» и «Асхан», посвящены самопознанию человека. Взгляды на религию и христианство Сковорода изложил в курсе лекций, прочитанных в Харьковском коллегиуме, — «Начальные двери к христианскому благонравию» (1766 г.). Лучшие его произведения — «Дружественный разговор о душевном спокойствии» и «Алфавит мира» (оба 1775 г.), посвящены проблеме человеческого счастья.

К литературным произведениям Сковороды принадлежит поэтический сборник «Басни харьковские» (1774 г.). Каждая басня состоит из повествования и объяснения её настоящего смысла. К басням можно отнести и притчи «Благодарный Еродий» (о воспитании) и «Убогий жаворонок» (о душевном спокойствии), написанные в 1787 г. Сковороде принадлежат также эпиграммы и крылатые изречения, некоторые из которых написаны латынью.

Произведения философа при жизни распространялись в рукописях, которые его друзья копировали и передавали знакомым. Переписывал и дарил свои философские трактаты и сам автор. Так его литературное наследие распространялось в Украине, России, Приазовье, Причерноморье, Крыму, на Кавказе, в Молдове, Венгрии, Румынии и Польше. Рукописи попадали в крестьянские хаты и дворянские имения, жилища мещан и духовенства Пес ни Сковороды («Ой ты птичка желтобока», «Ах, поля, поля зелены» и др.) с конца XVIII в. вошли в русские песенники, а сатирическую песню «Всякому городу нрав и права» слепые кобзари пели как народную.

Литературные произведения Сковороды при его жизни и после смерти получали разные оценки. Некоторые критики, хоть и не отказывали им в искренности и содержательности, осуждали несовершенную форму и сравнивали с необработанным драгоценным камнем или тенистым садом, где рядом с культурными деревьями растет дикий кустарник. На подобные оценки автор со свойственным ему юмором отвечал, что предпочитает быть «глиняной черной сковородой, пекущей белые блины». Другие читатели сравнивали Сковороду с русским ученым М. Ломоносовым - оба писали поэтические произведения, были учеными и философами и вышли из народа. Примечательно, что в 1830-х годах литературоведы считали Сковороду одним из классиков украинской литературы наряду с Котляревским, Гулаком-Артемовским и Квиткой-Основьянеико. Русский писатель В. Капнист по мотивам песни Сковороды «Ой ты птичка желтобока» создал стихотворение «Чижик».

Поэзия и философия Сковороды много значила и для классика украинской литературы Тараса Шевченко. В его повести «Близнецы» великий украинский философ — фигура эпизодическая, однако его моралистические и педагогические идеи влияют на ход сюжета. Один из персонажей, Савватий Сокира, от своего названого отца — ученика Сковороды, унаследовал привычку жить на лоне природы и зарабатывать на жизнь собственным хлеборобским трудом, при этом читая на языке оригинала произведения Гомера и Вергилия. Шевченко сравнивал Сковороду с шотландским народным поэтом Р. Бернсом.

Фигура Сковороды привлекла к себе внимание и П. Кулиша, посвятившего ему произведение «Грицко Сковорода. Старорусская поэма».

В 1861 г., с началом реформ в Российской империи — отменой крепостничества и послаблением цензуры, стало возможным издать произведения Г. Сковороды. Это стало значительным событием в культурной жизни Украины.

Оценки философского учения Г. Сковороды не были однозначными. Одни исследователи считали его мистиком, другие — рационалистом. Однако после издания в 1894 г. профессором Харьковского университета Д. Багалеем всех известных философских трудов Сковороды ученые пришли к выводу, что он является философом-моралистом, находившимся под влиянием учений Платона, Цицерона, Плутарха, стоиков, немецкого мистицизма и философии Нового времени. Сковорода проповедовал «мирское монашество» без пострига в монастырь, критически относился к официальной религии из-за её догматизма и паразитического образа жизни монашества; критиковал церковь за неискренность обрядов, не признавал необходимости «святых чудес»: по его мнению, для познания Бога достаточно и природных факторов, в которых Творец являет себя во всей своей силе. Чтобы быть счастливым, считал Сковорода, нужно иметь мир в душе и радость в сердце и отдаваться «воле Божьей» — жить в гармонии с природой и не противиться судьбе. Сковорода предостерегал от занятия делом, к которому не лежит душа, — это противоречит «воле Божьей», постоянно пребывающей в каждом человеке.

Этические проповеди Сковороды, хоть и имели религиозную форму, содержали много «еретических» (с точки зрения официальной религии) суждений. Оставаясь на позициях объективного идеализма, философ признавал познаваемость реального мира. На первый план он ставил проблемы познания человеком себя. Мистицизм его заключался в слиянии человека с Богом. Идеалом общества философ считал теологическую «горнюю республику» со всеобщим равенством и счастьем, а путь к ней усматривал в воспитании нового человека через самопознание и труд, должный стать жизненным призванием каждого. Путь к изменению существующего порядка вещей в обществе Сковорода видел не в борьбе против этого порядка, а в достижении свободы в сфере духа.

Хотя в большинстве своих философских произведений Сковорода склонялся к материализму, дуалистические взгляды, привели его к созданию теории «трех миров»: «макрокосмоса» (природы), «микрокосмоса» (человека) и «мира символов» — духовного нематериального мира, воплощенного в Библии. Каждый из этих миров состоит из двух «натур» — внешней (материальной) и внутренней (духовной), причем дух является господствующим.

В трактовке Святого писания Сковорода, по примеру «отцов церкви» Климента и Оригена, не удовлетворялся буквальным пониманием его текстов, а искал в этой книге тайное аллегорическое содержание.

Исследователи философского наследия Сковороды сравнивают его с древнегреческим философом Сократом. Украинский «путешествующий философ» олицетворял интеллектуальное пробуждение общества конца XVIII в. О значительном авторитете творчества Сковороды среди населения Украины свидетельствуют слова Н. Костомарова из статьи «Слово о Сковороде» (1861 г.): «Мало можно указать таких народных личностей, каким был Сковорода и каких бы так помнил и уважал народ. От Острогожска в Воронежской губернии и до Киева во многих домах висят его портреты. Всякий писатель малороссиянин знает о нем. Имя его известно очень многим из неграмотных людей. Его жизнь стала предметом рассказов и анекдотов. В некоторых местностях потомки от родителей и дедов знают о местах, которые он посещал, где любил бывать, и указывают на них с уважением. Приязнь Сковороды к некоторым из его современников составляет семейную гордость внуков. Путешествующие слепцы усвоили его песни. На храмовом празднике, на торжище нередко можно встретить толпу народа, окружающую группу этих рапсодов и со слезами умиления слушающую: «Всякому городу нрав и права»».

Образ Сковороды воплощали многие украинские деятели культуры: художники С. Васильковский и И. Ижакевич посвятили ему картины «Народ слушает песни Сковороды» и «Сковорода в дороге»; скульптурные портреты создали В. Зноба и И. Кавалеридзе; последний также написал сценарий и был режиссером кинокартины «Григорий Сковорода» (1959 г.). Именем Сковороды названы село в Харьковской области, улицы в Киеве, Харькове, Полтаве и Одессе.