Сто великих украинцев — Илья Ефимович Репин

Сто великих украинцев — Илья Ефимович Репин

Этот художник, к славе которого даже приблизиться не мог никто из современников, постоянно — и в лучшие времена — называл себя «трудолюбивой посредственностью», высказываясь о собственных работах более чем неодобрительно. Он прожил долгую жизнь. При нём сменилось несколько художественных формаций — он их провожал, встречал, оценивал. Жизнь и творчество этого человека безраздельно связаны с Украиной, её историей и народным бытом. Как без освещения украинистики невозможно полное представление о наследии выдающегося художника, так и история украинской художественной культуры будет неполной без отображения его творчества, посвященного Украине.

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 г. в городе Чугуев на Харьковщине в семье военного поселенца. Его отец, Ефим Васильевич, служил рядовым Чугуевского уланского полка, имел награды за несколько кампаний, уже немолодым вышел в отставку и вступил в брак с Татьяной Бочаровой, также из семьи военных поселенцев. Репины были довольно зажиточной и дружной семьёй. Бабушка держала постоялый двор. Отец торговал лошадьми, за которыми ездили на Дон, Кавказ, в Воронежскую губернию и через Молдову переправляли в Турцию.

Счастливым было и детство маленького Ильи. Его первыми рисунками были изображения любимых коней — вылепленные или вырезанные из бумаги. Двоюродный брат Трофим Чапыгин научил Илью пользоваться акварелью. Родители заметили страсть мальчика к рисованию и не препятствовали дальнейшему обучению. Начальные уроки рисования Илья получил в топографической школе. Первыми учителями, направившими талант мальчика, были художники И. Бунаков и Л. Персанов. Это были чугуевские иконописцы, которые, кроме икон и росписи церквей, выполняли и светские заказы, прежде всего портреты. Всему этому учился и Илья.

На свой страх и риск в 1863 г. он приехал в Санкт-Петербург. К тому времени семья Репиных оказалась на гране банкротства и Илья должен был заботиться о себе сам. Его уже считали опытным иконописцем, он работал с другими мастерами в сельских церквях. Тем не менее, мечтал юноша об Академии искусств. Он раздобыл её новый устав, готовился к поступлению. В Рисовальной школе при Бирже в Петербурге встретился с И. Крамским, который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие годы.

В 1864 г. И. Репин поступил в1 Академию искусств и стал одним из лучших её студентов. За эскиз на тему «Ангел смерти истребляет первенцев египетских» он получил Малую серебряную медаль. Но собственно Репин художник начался с двух эскизов 1869 г. — «Голгофа» и «Иов и его друзья». Последний был удостоен Малой золотой медали. Следующим этапом стала работа на Большую золотую медаль, которую он получил за картину «Воскресение дочери Иаира».

В Академии у Ильи появляется немало друзей, среди которых — М. Антокольский и Н. Мурашко. Он знакомится также с А. Праховым, позже с В. Стасовым и М. Мусоргским. В 1869-1870 гг. он принимает участие в организации Общества передвижных художественных выставок.

В феврале 1872 г. Репин вступает в брак с дочерью своей квартирной хозяйки Верой Шевцовой. У них будет четверо детей — Вера, Надежда, Татьяна и Юрий.

В 1873 г. на академической выставке Репин представил картину «Бурлаки на Волге». Со временем она демонстрировалась на Международной выставке в Вене. Толчком к её созданию стало путешествие, которое Репин осуществил в 1870 г. с художником Ф. Васильевым. На Волге он и нашел персонажей будущей картины — «философа» Канина, угрюмого Ильку-моряка, молодого бурлака Ларька и др.

Это было началом славы. Зрителей этой картины поражают и яркая выразительность натуры — народных типов, и ощущение грозной силы социального протеста, назревающего в этих убогих изгоях. Красочность и композиционность «Бурлаков» выражает уже не только величие Волги и её тружеников, но и саму политическую атмосферу общества, его ожидания и тревоги. Кисть художника с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история творится, складывается из человеческих чувств и мыслей. «Окружающая жизнь меня очень волнует, не даст покоя, именно просится на полотно; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры», — свидетельствует сам мастер. «Бурлаков на Волге» приобрел великий князь Владимир Алексеевич. Картину повесили в его бильярдной.

Большая золотая медаль дала право на поездку во Францию. В мае 1873 г. Репин отправляется в Австрию и Италию. В Париже много работает, пишет этюды, картины «Парижское кафе» и «Негритянка», создает на былинный сюжет полотно «Садко в подводном царстве» (1876 г.).

Настоящий расцвет творчества художника начинается с момента возвращения его на родину в 1876 г. Он приезжает в Чугуев, в котором не был восемь лет. Тут пишет портреты крестьян, а также замечательного «Протодиакона» (портрет И. Уланова). В Чугуєве Репина посещает Н. Мурашко, основавший в 1876 г. в Киеве рисовальную школу. Илья Ефимович дарит давнему другу несколько произведений, а в 1878 г. принимает участие в выставке, устроенной в пользу его школы. Но жить художник решает в Москве, куда и переезжает.

В 1878 г. И. Репин вступает в Общество передвижных выставок и в течении 1880-х годов становится ведущим художником среди передвижников, автором многофигурных исторических жанровых композиций, отличным портретистом. Его отношения с передвижниками складывались непросто. В 1883-1887 гг. Репин — член правления Общества. В 1887 г. он покинул Общество, а через год вернулся. В 1890-1896 гг. выставляется лишь как экспонент, а в 1897 г. снова присоединяется к передвижникам. Знакомится с В. Суриковым и Л. Толстым, сближается с кружком С. Мамонтова.

Глубоким драматизмом отличаются монументальные полотна И. Репина на историческую тематику — «Царевна София Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879 г.) и «Иван Грозный и его сын Иван» (1885 г.). Придавая черты современности сюжетам отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций — гнева и ненависти старого к новому, насилия и страха. Сцена убийства Иваном Грозным своего сына, настоящая «картина-триллер», выражаясь современным языком, производит шоковое впечатление на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х годов. Страсти вокруг «Ивана Грозного» не утихали и через 30 лет: в 1913 г. некий Балашов бросился на картину с ножом.

В 1882 г. И. Репин переселился в Петербург. Здесь он заканчивает одно из известнейших своих полотен — «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883 гг.). На передвижной выставке 1884 г. демонстрирует картину «Не ждали», знаменитую тем, что и после выставки, даже после её приобретения П. Третьяковым, художник продолжал работать над ней.

В 1886 г. И. Репин расстался с женой. Старшие дочери остались с ним. Художник бодрился, тем не менее, очевидно, ощущал одиночество острее, чем хотел показать.

Много времени И. Репин уделял преподавательской работе в 1894— 1907 гг.: был профессором Академии искусств, руководителем мастерской, а в 1898-1899 гг. — её ректором. Одновременно преподавал в подготовительной школе на Галерной улице и консультировал художественную школу в Смоленске. Четкой педагогической системы у Репина никогда не было — всегда было проще не объяснить, а показать. Среди его учеников были и украинские художники — Н. Пимоненко, А. Мурашко, Ф. Красицкий, С. Прохоров, И. Шульга, Ф. Чуприненко и др.

И. Репин первым изобразил революционеров-народников. Растущий социальный разлад, волна антимонархического террора, жертвой которого пал император Александр II, заставляют художника все чаще задумываться над темой революции. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-1885 гг.), «Не ждали» (1884 г.), «Арест пропагандиста», (1880-1892 гг.) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Чётко прослеживается искреннее сочувствие автора революционной борьбе. В центре образов — стоически непоколебимый борец с самодержавием, в то же время трагически оторванный от окружающей человеческой среды. Лучше, чем кто-нибудь из художников-современников, показав взрывоопасную изнанку империи, И. Репин красочно изображает и её парадный фасад: «Прием волостных старшин Александром III», (1885 г.), несколько портретов Николая II (1890-е годы).

Наступают годы широкого общественного признания художника. В 1891 г. на персональной выставке он показал, в частности, «Арест пропагандиста», но центром экспозиции было полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картину купил император Александр III за 35 тысяч рублей — цену, огромную даже для П. Третьякова.

И. Репин горячо любил Украину. Это была его Родина. Здесь он родился, навсегда восхитился природой, людьми, их обычаями, бытом, народным искусством. Творческая, педагогическая и общественная деятельность его также была связана с Украиной. В 1867, 1876, 1877 гг. он жил в Чугуєве, в 1880 и 1882 гг. посещал Киев. Дружил с М. Кропивницким, Н. Мурашко, А. Праховым, Д. Яворницким, Н, Ге (в 1900 г. посетил его хутор Ивановский на Черниговщине). С большим увлечением писал об украинском искусстве, поддерживал творчество украинских художников, а также деятельность рисовальных школ Н. Мурашко в Киеве, М. Раевской-Ивановой в Харькове, Одесской рисовальной школы.

Он был украинцем и по характеру своего творчества. В полотнах И. Репина украинская стихия блещет всеми своими красками. Это картины «Украинская крестьянка» (1880 г.), «Портрет Т. Шевченко» (1888 г.), «Вечерницы» (1881 г.), «Черноморская вольница» (1908 г.), открытка «Прометей» по мотивам произведений Т. Шевченко (1910 г.), четыре эскиза к проекту памятника поэту (1912 г.).

Больше двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Первый замысел произведения относится к 1878 г. Сюжет воссоздает один из эпизодов жизни запорожского казачества, но художник вложил в картину более глубокое содержание: он воплотил свою историческую концепцию, свою историософскую идею о героизме, непокорённое™, безграничном свободолюбии, независимости запорожских казаков.

На деньги, полученные от продажи «Запорожцев», И. Репин приобрел небольшое имение неподалеку от Витебска — Здравнево. Там провел последние свои дни его отец, там, на белорусском сельском кладбище, он был похоронен. Все нравилось в этих краях Репину:. Двина, леса, поля. Он с любовью сажал деревья, укреплял речной берег возле дома. Здравнево Ренин оставит своим четырем детям, младшая из них, Татьяна Ильинична, будет жить там и после революции.

В 1909 г. на 32-й передвижной выставке появилось новое произведение И. Репина — большое полотно под названием «Черноморская вольница», посвященное плаванию казаков по Черному морю во время похода к берегам Турции. На 46-й передвижной выставке в 1917 г. была показана картина «Гайдамаки» о восстании 1768 г. на Правобережной Украине. Над этой картиной Художник начал работу почти за 20 лет до её экспонирования: в 1898 г. сделал эскиз «Раздача оружия гайдамакам», а в 1902 г. на 30-й передвижной художественной выставке представил эскизный портрет «Гайдамак». И «Черноморская вольница», и «Гайдамаки» были проданы за границу.

Острое ощущение современности было определяющим в творчестве И. Репина. К 1900-м годам он создает около трехсот живописных портретов, составивших чрезвычайно важную часть наследия художника. И. Репин по праву считался современниками ведущим портретистом XIX века.

Его галерея чрезвычайно разнообразна. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из боязливых», 1877 г.; «Мужик с дурным глазом», 1877 г.); образы выдающихся деятелей культуры («Н. И. Пирогов», «М. П. Мусоргский» (1881 г.), «П. А. Стрепетова» (1882 г.), портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной поляне в 1891 г. и позднее); Грациозные светские однофигурные («Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт» (1889 г.)) и эффектные многофигурные портреты («Славянские композиторы» (1871-1872 гг.); «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901-1903 гг., совместно с Б. Кустодиевым и И. Куликовым). Живая, трепетная убедительность образа, порой граничащая с натурализмом (как в портрете М. Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах («Графиня Луиза Мерси д'Аржанто», 1890 г.) и портретах родных («Осенний букет» (дочь художника Вера, 1892 г.), ряд портретов жены Н. Б. Нордман-Северовой).

В 1901 г. художник получил правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Исполинское многофигурное полотно площадью 35 кв. м, в создании которого принимали участие Б. Кустодиев и И. Куликов, было завершено в течении двух лет. На парадном портрете изображено больше восьмидесяти персон — сановников Государственного Совета во главе с царем и членами правящего дома. К картине было написано пятьдесят этюдов-портретов и эскизов.

В 1900 г. И. Репин со своей второй женой Наталией Борисовной Нордман-Северовой поселился под Петербургом, в дачной местности Куоккала. Небольшую дачу назвали «Пенаты» — это латинское слово означает богов-хранителей домашнего очага. Здесь художник провел последние тридцать лет жизни. Сюда писали ему по адресу, который был единственным в России: «Куоккала под Петербургом, имение «Пенаты», господину художнику Репину». Писали учителя, студенты, земляки. За круглым столом «Пенатов» по средам собирались друзья Репина, часто слушали рояль, скрипку, замечательных солистов оперы. Здесь бывали Стасов, Шаляпин, Горький, Маяковский, Чуковский и много других представителей современного искусства и культуры. Сам Ренин регулярно бывал в Петербурге, ездил за границу.

И здесь художник не оставляет украинскую тематику — работает над картиной «Встреча гетмана». Но успевает сделать к ней только эскиз. В 1926 г., восстановив переписку с Д. Яворницким, он сообщает: «Под большим секретом признаюсь Вам, что я снова взялся за Запорожье!». Репин начинает писать картину «Гопак», рисунок к. которой сделан еще в 1912 г. В процессе работы над этой картиной родилось полотно «Казак-бандурист с мальчиком-джурой».

В 1914 г. умирает жена. Художник живёт в опустевших «Пенатах» с дочерью Надеждой, страдающей психическим заболеванием. В мае 1918 г. Куоккала окажется отрезанной от Советской России и последние 12 лет своей жизни Репин проживет в Финляндии эмигрантом.

В 1922-1925 гг. И. Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин — «Голгофу», пронизанную безысходным трагизмом. Несмотря на приглашение на самом высоком официальном уровне (письмо К. Ворошилова в 1926 г.), он так и не вернулся на Родину, хотя дарил советским музеям свои картины, поддерживал связи с учениками и друзьями (такими как И. Бродский, К. Чуковский).

В сентябре 1930 г. в возрасте 86 лет И. Репин умер. Земля «Пенатов», которую он вскапывал, лелеял, поливал, украшал цветами, приняла великого художника. Потом были войны, «Пенаты» сгорели. Но как только отгремели бои, усадьбу начали восстанавливать и восстановили до мелочей.

В Украине открыт Художественно-мемориальный музей И. Репина в Чугуеве. Памятники художнику установлены в Чугуеве (1956 г., скульптор М. Манизер) и Киеве (1984 г., скульптор О. Комов).