Сто великих украинцев — Соломея Амвросиевна Крушельницкая

Сто великих украинцев — Соломея Амвросиевна Крушельницкая

Соломея Амвросиевна Крушельницкая родилась 1872 г. в селе Билявинцы (ныне Бучацкого р-на Тернопольской обл.) в семье священника. Детство будущей певицы проходило в селе Белая под Тернополем, куда переехала вся семья. Еще ребенком Соломея учится играть на фортепиано, в школьные годы поет в сельском хоре, организованном сё отцом, и даже некоторое время руководит хором. Первое её серьезное выступление состоялось в хоре «Русской беседы» в Тернополе, когда девочке исполнилось одиннадцать.

Какой же она была, Соломея Крушельницкая? В. Врублевская в книге «Соломея Крушельницкая» дает ей такую характеристику: «В шестнадцать лет Соломея была высокой, стройной девушкой с длинными русыми косами. Её огромные серо-зеленые глаза мечтательно смотрели на мир, а характер выработался твердый и спокойный. Всегда со вкусом одевалась, с мягкими неторопливыми движениями, кроткая в поведении, она производила впечатление «хорошо воспитанной интеллигентной барышни».

Заметив талант дочки, отец, наперекор устоявшемуся среди галицких мещан мнению о «красивом» воспитании девушек, на одолженные деньги отправляет её во Львовскую консерваторию. Там Соломея учится игре на фортепиано у профессора В. Вшелячинского, а пению — у профессора В. Высоцкого. Во время учебы она активно участвует в концертах музыкального общества «Боян», выступает на студенческих вечерах и т. п.

В 1893 г. Соломея оканчивает Львовскую консерваторию с отличием и медалью. Молодую певицу приглашает Львовский оперный театр. В этом же году она успешно дебютировала в опере Г. Доницетти «Фаворитка», впоследствии в «Сельской чести» П. Масканьи.

Став солисткой Львовской оперы, Соломея не останавливается на достигнутом и осенью 1893 г. отправляется на учебу в Италию. Здесь она совершенствует искусство пения у профессора Ф. Креспи в Милане, а сценическим мастерством и мимикой овладевает под руководством профессора Конти. На это же время приходится начало её переписки с И. Франко и Г. Павликом, которые тогда возглавляли Радикальную партию.

Между тем, учеба проходит успешно, и через год Соломея уже поет ведущие партии в оперных театрах Италии, где быстро завоевывает любовь публики. Впоследствии она продлевает контракт с Львовской оперой. Первое после учебы выступление во Львове состоялось 8 мая 1894 г. в опере «Фауст» (Маргарита). Позже исполняла ведущие партии в операх «Аида», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Африканка», «Галька», «Страшный двор».

Весной 1894 г. Соломея опять отправляется в Италию, а через год возвращается во Львов, где поет партию Манон в опере Дж. Пуччини «Манон Леско».

Жизнь певицы исполнена настойчивого труда — постоянные репетиции, заучивание текстов, изучение языков. Крушельницкая была всесторонне одаренной и образованной, разговаривала и пела на украинском, русском, польском, немецком, английском, итальянском, испанском языках. Прекрасно играла на фортепиано, самостоятельно изучала партитуры и роли, не обращаясь за помощью к специалистам. К своим успехам певица относилась критически, продолжая много работать, учиться, совершенствовать вокальное и артистическое мастерство.

После гастролей в Львове она отправляется в Вену для изучения творчества Г. Вагнера, чтобы взять в репертуар лучшие его оперы. На протяжении трех месяцев изучает музыку у профессора Генсбахера; впоследствии это дало ей возможность стать одной из наилучших исполнительниц сопрановых партий в операх композитора.

Из Вены Соломея едет на гастроли в Краковскую оперу, с успехом поет здесь в операх «Трубадур», «Дочь кардинала», «Бал-маскарад» и впервые выступает в опере Р. Вагнера «Лоенгрин». В том же году дает ряд концертов в городах Галиции.

В начале нового 1895 р. Крушельницкая продолжает изучать вокальное и драматическое искусство в Милане. В декабре этого года она дебютирует на сцене кремонского театра А. Понкьелли партией Манон, поет также в «Гугенотах» и «Марион Делорм». Впоследствии выступает в Парме, Удине, Заре, Кракове, Триесте.

Слава Соломеи распространяется по странам Европы. Один из лучших того времени Одесский оперный театр приглашает её на гастроли в составе итальянской труппы как примадонну. С 21 ноября 1896 г. по 8 марта 1897 г. Крушельницкая исполнила здесь весь свой репертуар и, кроме того, «Джоконду» А. Понкьелли, «Отелло» Дж. Верди, «Тангейзер» Р. Вагнера. После одесских гастролей она едет во Львов, где принимает участие в концерте, посвященном 36-летию смерти Т. Шевченко.

Почти пять месяцев длилось турне певицы по Южной Америке. Гастроли закончились блестящим бенефисом. По чилийскому обычаю, в знак уважения к Соломее в театре выпустили белых голубей. Критики замечали, что её «несравненной красоты лирико-драматическое сопрано диапазоном почти в три октавы — уникальное явление в мировом оперном искусстве».

На сезоны 1898-1902 гг. она приняла ангажемент Большого театра в Варшаве. На варшавской сцене пела в операх «Валькирия», «Отелло», «Дон Карлос», «Дочь кардинала», «Севильский цилюльник», «Мазепа» и др. На публику Соломея произвела чрезвычайное впечатление. Поляки считали её непревзойденной во всех спектаклях, особенно в национальных операх «Галька» и «Графиня». Газеты писали: «На глазах тысяч зрителей творилось чудо искусства. К редкостным явлениям в истории оперы принадлежит триумф г. Соломеи Крушельницкой. Молодая артистка, имея едва пять лет работы в театре, завоевала варшавское поприще так, что тяжело найти подобный пример в истории. Достичь этих успехов помогли ей многочисленные помощники, имя которым — талант, высокая музыкальность, сильный сопрановый голос, сценический темперамент, женские чары...» Известный польский критик А. Сигетинский в рецензии на оперу «Галька» отмечал: «Варшавская публика не видела актрисы, способной так завладеть сценой, как Крушельницкая.... А каждое слово в устах Крушельницкой — это выражение небывалого на нашей сцене мастерства, драгоценный камень, в искусную обработку которого вложены вся искренность и правдивость чувств».

Тогдашние критики приходили к единому мнению, что Крушельницкая на сцене правдива и естественна благодаря врожденному таланту, а также опыту; сегодня могла быть простолюдинкой, завтра — великосветской дамой. Следовательно, её драматическая игра была на столь же высоком уровне, что и вокальный талант. А ведь Соломея имела в репертуаре свыше тридцати самых разнообразных опер и никогда не повторялась даже в мельчайших деталях.

После триумфа в Варшаве она покорила Петербург. По приглашению самого императора выступила с концертом в царском дворце, где не упустила случая исполнить в конце несколько украинских народных песен, как это делала в каждом концерте. Знакомство с русской оперой она начала с «Евгения Онегина», где выступила в роли Татьяны. Также успешно выступала в операх «Пиковая дама», «Галька», «Кармен» и др.

В январе 1902 г. Крушельницкая завоевала Париж, выступив в опере Р. Вагнера «Лоэнгрин». Парижский театрально-художественный журнал «Ревю д'арт драматик» 15 августа 1902 г. отмечал: «Несравненная, одаренная сильнейшим голосом с могучим звуком — то нежным, то трагическим, г. Крушельницкая является, бесспорно, одной из величайших артисток современности».

Местом её первых выступлений в Риме стал театр «Констанци», где она пела в «Аиде», «Валькирии», «Адриане Лекуврер». Позже были Португалия, Египет, Алжир, Испания, Аргентина, Бразилия.

Слава Крушельницкой распространилась и в Восточной Украине. Её личностью заинтересовался известный композитор И. Лысенко. Еще учась в Милане, она просила у него новых композиций для концертов, посвященных Т. Шевченко. Впоследствии он пошлет в Варшаву три своих произведения '— «Разве только мальвам цвести», «Не забудь юных дней», «Я верю в красоту». Между композитором и певицей завязалась искренняя дружба. Они переписывались, хотя никогда и не виделись.

В 1904 г. певица выступила в опере Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй». Предыстория этого выступления такова. Композитор, работавший над оперой несколько лет, с нетерпением ожидал премьеры в Милане. Но день ожидаемого триумфа стал страшным ударом — опера с треском провалилась. Пуччини страдал, ведь знал, что это наилучшая его работа. Впоследствии он обратился к С. Крушельницкой и получил её согласие выступить в опере. Это событие стало настоящей сенсацией века. Соломее удалось возродить «Мадам Баттерфляй». Безгранично благодарный композитор подписал певице свой фотопортрет: «Самой прекрасной и волшебной Баттерфляй, Джакомо Пуччини. Торо дель Лаго, 1904 г.».

Уже будучи в зените славы, Крушельницкая решила сойти с оперной сцены и посвятить себя концертной деятельности. В последний раз она выступала в миланском театре «Ла Скала» (февраль 1915 г.) в премьере оперы И. Пиццетти «Федра». На протяжении следующих пяти лет выступала в Монте-Карло, Лиссабоне, Неаполе, в остальное же время готовила концертный репертуар.

В 1923 г. певица начала концертные туры по Европе и Америке. Репертуар Соломен Амвросиевны содержал самые разнообразные по форме и жанру произведения композиторов разных эпох и народов. Чтила она и современников — О. Респиги, С. Рахманинова и др. Беззаветно любила произведения украинских композиторов — Г. Лысенко, С, Людкевича, О. Нижаковского, Д. Сичинского, В. Матюка. По свидетельству многочисленных критиков и авторов воспоминаний о С. Крушельницкой, её сольные концерты проходили с таким же небывалым триумфом, как и на оперной сцене.

Гастрольные маршруты Соломеи пролегали по многим городам мира, но всегда завершались в Галичине. Она приезжала, чтобы принять участие в концертах по случаю юбилеев писателей, поэтов, композиторов. Её связывали дружеские отношения с И. Франко, Г. Павликом, Д. СичйнскИм, О. Кобылянской. Соломея никогда не забывала своего происхождения и всем сердцем желала культурного развития своему народу. Мечтала о создании украинской оперы и зарабатывала деньги на здания украинского университета и театра в Львове. Значительную материальную помощь оказывала украинским журналам и газетам. В сольных концертах всегда исполняла украинские народные песни и произведения украинских композиторов. Почти ежегодно приезжала из-за границы во Львов, чтобы принять участие в чествовании памяти Т. Шевченко. Одним словом — была настоящей дочерью украинского народа. И народ не забывал её, гордился её талантом, красотой, искренней натурой. Один из её поклонников и друзей М. Павлик писал М. Драгоманову: «Окрім величезного таланту,., це чудо якесь між русинами. У Львові я переконався, що вона вже тепер здобула собі благодатний культурний вплив на русинів загалом... Вірте мені, що та молода людина відіграє велику роль між русинами, коли ще не далі. Вона є величезна психологічна сила. Я щось таке бачу вперше в житті».

Партии в операх Штрауса стали последними, Крушельницкая оставила сцену и поселилась в Виареджо. После пережитых триумфов в Европе и Америке она вышла замуж за итальянца (мэра города Виареджо) Чезаре Риччиони.

Но впоследствии концертные туры продолжатся: памятный концерт по приглашению королевы Италии; турне по маршруту Нью-Йорк, Детройт, Чикаго, Филадельфия, Петербург, Кливленд, Монреаль, Виннипег; прощальный концерт в Академии Сайта Цецилия в Риме в 1929 г.

Между тем, в Италии набирает силу фашизм, это негативно отражается на судьбе друзей Соломен. А их и так все меньше. Во Львове умирает Г. Павлик, через год — И. Франко, затем Дж. Пуччини, Элеонора Дузэ... В 1939 г. умирает муж Соломеи Амвросиевны. В том же году она возвращается во Львов.

Она посещает родственников и друзей, особенно часто наведывается в село Дубовина на Львовщине. Именно здесь её застает Вторая мировая война. Во время войны Соломея Амвросиевна испытывала нужду, не имела возможности работать, но не сетовала на судьбу. Её семья, которая была не в лучшем материальном положении, помогала, чем могла.

В 1944 г. Крушельницкую пригласили во Львовскую государственную консерваторию им. Г. Лысенко, а в 1952 г. она становится профессором.

Артистка была счастлива, что имеет возможность работать на родной земле, передавать свои знания. Её учеником мог стать каждый, правда, в первые послевоенные годы из-за трудностей и лишений многие студенты не смогли окончить консерваторию. За заслуги в деле подготовки молодых вокалистов в 1950 г, правительство Советской Украины присвоило Соломее Крушельницкой звание Заслуженного деятеля искусств УССР.

Несмотря на преклонный возраст и болезнь, она не смогла покинуть сцену. Последний концерт состоялся, когда ей исполнилось семьдесят семь лет. Вадим Стеценко вспоминал, что когда певица вышла на сцену и раздались первые звуки фортепиано, «лицо Крушельницкой вдруг сразу помолодело, фигура будто стала более стройной и... началось царство музыки. Я был глубоко поражен не столько внешним перевоплощением артистки, сколько глубиной яркого, сильного, гибкого сопрано, которое, неизвестно с помощью каких волшебных сил, свежим потоком полилось из немощного на вид тела старой женщины».

16 ноября 1952 г. Соломеи Амвросиевны Крушельницкой не стало. Её похоронили на львовском Лычаковском кладбище рядом с могилой И. Франко, неподалеку от могилы Г. Павлика.

Итальянский музыковед Гвидо Маротти вспоминал об отъезде Соломеи Амвросиевны во Львов: «В последний раз мы видели её в мрачные дни 1939 года, когда она уехала от нас и больше никогда не вернулась. Тогда милая, спокойная и улыбающаяся Соломея ушла от нас, чтобы поглотила её далекая зима на земле Украины, где она родилась и куда, как верная дочь, приезжала каждое лето. Теперь она уехала и обрекла нас и себя на то, чтобы мы уже никогда больше не увиделись. Уже никогда!»

В историю мирового искусства Соломея Крушельницкая вошла как человек, которого судьба наделила артистическим талантом и чрезвычайной красоты голосом. Её смело можно назвать великой артисткой XX века, гордостью украинской и мировой сцены. Она любила искусство, жила им и служила ему, любила родную землю и своим пением прославляла Украину и украинский народ.