В Китае и Японии существовали дорогие и редкие зеркала, которые казались волшебными: бронза, из которой они были сделаны, могла становиться прозрачной. В Китае их называли «зеркала, пропускающие свет», а на Западе — просто «магические зеркала», они оставались загадкой для учёных в течение многих лет.
Лицевая часть выглядела как обычное зеркало. Она была сделана из полированной бронзы и отражала людей и предметы. Обратная сторона украшалась различными иероглифами и узорами. Необычная особенность таких зеркал в том, что, когда на лицевую сторону попадал яркий луч света, в отражении проявлялись узоры задней стороны. Бронза становилась прозрачной.
Западные учёные занялись изучением этих зеркал в 1832 г. Но понадобилось целое столетие, прежде чем они сумели понять, как их изготовляли. Даже на Востоке производство подобных зеркал было тайной.
Секрет изготовления зеркал был описан 1200 лет назад в китайской рукописи «Записи о древних зеркалах». Но эта книга была утеряна. Японский мастер Ямамото Акихиса считается последним изготовителем магических зеркал.
Kyoto Journal взял интервью у Акихисы, который обучился этому секретному искусству у своего отца. Несмотря на то, что этот секрет в семье Акихисы передавался в течение нескольких поколений, многие нюансы были утрачены. Его дедушке пришлось заново открывать их, изучая существующие магические зеркала.
В 1932 г. сэр Уильям Брэгг понял, каким образом в отражении проявляются изображения с задней стороны. Сначала делаются орнаменты на задней стороне. На передней части создаются соответствующие выпуклые формы путём соскабливания и гравирования, потом поверхность полируют. Затем лицевую сторону покрывают амальгамой (сплавом ртути). В итоге на поверхности остаются бугорки и изгибы, которые слишком незаметные, чтобы разглядеть их невооружённым взглядом. Эти изгибы в точности соответствуют узорам на задней стороне зеркала.
Западные учёные XIX века пытались создать зеркала с таким эффектом, не понимая их секрета. Они пробовали их изготовить, подвергая зеркало высокой температуре (что портило зеркало) или оказывая давление при помощи компрессора. Но им не удалось добиться того, чтобы зеркало давало такой эффект без внешнего давления.
Вскоре пришла посылка с круглой бронзовой пластинкой диаметром 7 см, отполированной с лицевой стороны так, что ею можно было пользоваться, как зеркалом. Лицевая сторона зеркала была немного выпукла, а тыльную сторону украшал барельеф с иероглифами, покрытый патиной - окислами зеленого цвета, которые возникают на старых бронзовых предметах.
Вы можете понять мое волнение, когда я направил зеркало на солнце и подставил под "солнечный зайчик" лист бумаги. На бумаге я увидел изображение... Не Будды, а только иероглифы, но увидел! Изображение было!
Что же говорит наука о волшебных зеркалах из Китая?
Выяснилось, что на эту тему написаны десятки статей и книг.
Цитата из книги китайского ученого Шень Гуа «Раздумья об озере снов», написанной в 1086 году: «Есть «зеркала, пропускающие свет», на задней стороне которых нанесено около двадцати старинных иероглифов, которые невозможно прочитать … если на такое зеркало упадет солнечный свет, то все они «проступают» на лицевой стороне и отражаются на стене дома, где их можно отчетливо видеть … считают, что при отливке зеркал более тонкая сторона остывала первой, а сторона с узорами, будучи более толстой, остывала позже, и в бронзе образовывались мелкие трещины, поэтому на лицевой стороне есть сквозные линии, которые не видны глазу».
В начале 19 века шотландский физик-оптик Д. Брюстер после исследования «волшебного» зеркала объяснил секрет зеркала нанесением раствора кислоты на лицевую сторону с последующей шлифовкой.
В 1932 г. английский физик У. Брэгг выдвинул свою гипотезу: лицевая полированная поверхность зеркала имеет незаметные для глаза неровности, которые становятся видимыми при увеличении изображения на стене.
И все же ни одни гипотеза не подтверждалась.
Наиболее реальной кажется версия, что «волшебство» зеркала закладывалось само собой при его изготовлении. Секрет кроется в несовершенстве технологического процесса.
При изготовлении бронзовой пластины методом литья, благодаря рельефу на тыльной стороне, толщина зеркала не одинакова, в результате после остывания пластина может иметь не очень ровную лицевую поверхность.
При выдавливании или вырезании рельефа рисунка толщина бронзовой пластины также становится разной, и на другой стороне появляются неровности.
Сделали рельеф на обороте, а теперь надо навести глянец с другой стороны, шлифуя и полируя лицевую поверхность до зеркального блеска.
Какого же труда стоил этот процесс древним мастерам!
Именно при шлифовании появляется небольшая выпуклость всего зеркала.
При шлифовании и полировке в результате давления на участки разной толщины на лицевой поверхности возникает множество микроскопических выпуклостей и впадин, которые после окончания процесса полирования начинают отражать как сферические зеркала.
Обратите внимание, как происходит отражение световых лучей на неровностях: выпуклое зеркало рассеивает свет, а вогнутое, наоборот, собирает лучи.
Выпуклости становятся рассеивающими световые лучи микро зеркалами, а впадинки - собирающими.
Поэтому в изображении на стене, темные участки соответствуют выпуклостям, а вогнутые - впадинам. Отраженный от разных участков зеркала свет становится как бы изменяющимся по яркости, и это изменение яркости полностью соответствует рельефу на обратной стороне зеркала.
А Вы знаете, что, среди «волшебных зеркал» были обнаружены зеркала, у которых отражение на стене не соответствовало выдавленному рисунку на обратной стороне! Так, например, в одном из буддистских монастырей существовало зеркало, на обратной стороне которого был изображен морской ночной пейзаж, а в отражении на стене появлялась - фигура Будды в цветке лотоса.
Здесь ученые выдвигают, а современные изготовители подобных зеркал подтверждают другой способ: лицевая сторона сначала шлифуется, затем здесь же наносится рисунок, вытравливается с помощью кислоты и, наконец, поверхность опять до блеска полируется.
В результате - тот же эффект появления многочисленных микроскопических сферических зеркал, а на стене мы видим отражение вытравленного рисунка.
На родине этих зеркал, в Китае, они овеяны славой древних легенд. Одна из них гласит: однажды жена императора в солнечный день сидела в саду и занималась привычным делом - любовалась собой в бронзовом зеркале. Потом она опустила его на колени. Луч солнца отразился от зеркала на белую стену дворца, и в ярком круге на стене появилось изображение дракона. Рисунок дракона в точности повторял рельеф обратной стороны зеркала! Так было впервые открыто волшебное свойство китайских зеркал.
С тех пор волшебные зеркала называют в Китае "прозрачные бронзовые зеркала", а происхождение китайской пословицы "На солнце правда всегда проступает наружу"объясняют ими же.
Бронза (сплав меди, свинца и олова) была изобретена в Китае за 2000 лет до нашей эры, но самое старое из найденных волшебных зеркал датируется 500 годом нашей эры. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее зеркало лежало в усыпальнице императора из династии Танг, умершего примерно в 950 году нашей эры. С ним в одной могиле было 26 его жен в возрасте от 13 до 26 лет, которые не имели права жить после смерти мужа-императора. И на всех жен всего лишь одно магическое зеркало. Вот как мало их тогда было.
Но через 500 лет, в эпоху правления династии Мин (1368-1644), волшебные зеркала уже перестали для правителей Китая быть большой редкостью, и зеркала именно этой эпохи сейчас можно увидеть в крупнейших музеях мира.
А вот поблизости от Китая, в Японии, события развивались по-другому. В японских источниках от древнейших времен до второй половины XIX века не обнаружено никаких упоминаний о волшебных зеркалах. Но уже в середине того века в Европу были привезены зеркала, сделанные в Японии. Видимо, японские мастера сумели получить способ изготовления из Китая или научились делать их сами. В 1877 году в Лондоне была организована целая выставка волшебных зеркал из Японии.
Итак, за последние полтора столетия десятки ученых занимались разгадкой волшебного зеркала. Многие из них были уверены, что им удалось раскрыть тайну. Но только в Китае научились делать зеркала, равные древним. Мировой науке остается недоступным метод, найденный в современном Китае, и поэтому сегодня можно только перечислить способы изготовления, предлагавшиеся на протяжении полутора столетий, тем более что каждый из них претендует на достоверность.
В 1999 году двое ученых: доктора наук М. Г. Томилин из Государственного оптического института им. С. И. Вавилова и Дж. Сайенс из Калифорнийского университета разрезали волшебное зеркало, чтобы проверить, существуют ли неоднородности металла в местах, которые проецируют изображение. Был использован новейший метод выявления структурной неоднородности материала при помощи тонких слоев жидких кристаллов путем наблюдения их в поляризационном микроскопе. Результаты: структурных неоднородностей поверхности сечения зеркала выявить не удалось, и, как и полагается в науке, появилась еще одна публикация о волшебных зеркалах. Она начинается так:
"В истории оптики едва ли можно отыскать столь захватывающую тайну, которая может сравняться с загадкой волшебных зеркал Востока, хотя над объяснением их удивительных свойств человечество бьется почти четыре тысячелетия".