Путин постоянно пытается оказывать влияние на своих оппонентов во время проведения закрытых саммитов. Было бы наивным полагать, что он не пытался вести себя в том же ключе с Трампом
Все началось с встречи Трампа и Путина на высшем уровне. Проанализируйте произошедшее тогда и вы многое поймете, но нельзя верить тому, что говорят об этом саммите сами его участники. В конце концов, никто не будет проводить саммит, о котором говорил весь мир и в котором участвовало всего 4 человека – по 2 с каждой стороны, - чтобы потом просто беззаботно выболтать, что же там происходило. Поэтому было немного странно наблюдать за тем, как мировые СМИ со всей серьезностью обсуждали, как повлияют на мировую политику официальные заявления, с которыми обе стороны выступили после встречи. Вопрос не в том, почему Дональд Трамп тогда так себя повел, почему поделился с Путиным информацией о борьбе с кибератаками. Вопрос в том, почему мы вообще верим в то, что они этот вопрос обсуждали. А если обсуждали, почему Трамп об этом рассказал? Явно не потому, что вопрос обсуждался на самом деле.
Здесь мы имеем дело с Кремлем, у которого, в отличие от американского президента, есть давняя модель предсказуемого поведения, даже когда он действует окольными путями, даже когда вбрасывает дезинформацию. Он играет по давно установленным правилам. В одном из случаев русские именно этим и занимались: использовали непредсказуемость Дональда Трампа. Если вам кажется, что это слишком сложный сценарий, и в это трудно поверить, то не торопитесь с выводами. За последние время тактика России в этом вопросе почти не изменилась, за исключением двух важных моментов: 1) интернет теперь помогает продвигать старую тактику новыми способами; 2) Москва использует ловких фрилансеров для достижения труднодосягаемых стратегических целей. Поэтому давайте обратимся к напрасно забытым кремлевским технологиям времен Холодной войны, чтобы найти подтверждение нашей теории.
Вот что мы знаем: Кремль предпочитает проводить закрытые саммиты и готовится к ним скрупулезно. Они не просто составляют психологическое досье на определенного лидера, они ищут информацию, дающую основания для действий. Именно поэтому они предпочитают проводить закрытые саммиты – чтобы в регулируемой среде максимизировать нажим или воздействие на заранее определенные психологические точки давления цели. Во время встречи с Ангелой Меркель они в критический момент постарались вывести собаку угрожающего вида, потому что они знали, что в детстве на нее напала собака.
Меркель сумела выдержать этот эмоциональный удар. У бывшего президента Франции Николя Саркози это не получилось. Со временем новостные агентства рассказали, что в 2007 году, во время их первой встречи с глазу на глаз, Путин пошел на прямую конфронтацию, после того как Саркози громко раскритиковал Россию за нарушения прав человека. Вот один из многих рассказов об инциденте, которые появились постфактум в одной из зарубежных газет:
«Ваша страна такая маленькая, - и Путин жестами показал нечто небольшое, - а моя – вот такая большая», - добавил он, разведя руки в стороны, демонстрируя что-то огромное.
«Вы либо продолжите говорить со мной так и дальше, и я раздавлю вас, либо прекратите и я сделаю вас царем Европы», - сказал Путин, также напомнив Саркози, что тот лишь недавно стал президентом Франции.
В этом рассказе, как и во многих других появившихся в прессе в то время, отсутствовало свидетельство молодого помощника Саркози, которому удалось лично увидеть, что Путин, произнося эти слова, вступил в физический контакт с президентом Франции, довольно грубо схватив его за плечо. Многие журналисты, находившиеся за пределами зала саммита, тогда отметили, что Саркози заметно пошатывался, выйдя на встречу с ними. Тогда многие посчитали, что он пил с Путиным водку. На самом же деле он был сильно обескуражен и, в сущности, запуган. Путин пробился сквозь театральную вежливость международной дипломатии и физически атаковал лидера другой страны. Саркози так и не смог вернуть себе уверенность при общении с Кремлем. Он перестал критиковать Россию. Он был до смешного любезен, когда в 2011 году Москва заказала у Франции строительство двух дорогих военных кораблей «Мистраль», что позволило судоверфи продолжить работу, а экономике Франции получить $1,6 млрд. Это, в свою очередь, увеличило шансы Саркози на переизбрание. Путин сдержал свое обещание о «царе Европы». Из этого ничего не вышло, но это уже другой разговор.
К тому времени Саркози уже начал поддаваться кремлевской повестке дня самым раболепным образом. Во время вторжения России в Грузию в 2008 году, по словам президента Саакашвили, Саркози буквально напросился стать участником переговоров о прекращении огня (несмотря на то, что Белый дом Буша выступал против этого). Сначала Саркози полетел в Москву. Затем, уже вечером, он улетел в Тбилиси и выставил Саакашвили требования Кремля. Он настаивал на том, чтобы президент Грузии их принял в полном объеме. «Путин – сумасшедший. Он способен на что угодно. Он уничтожит вашу страну». Два из этих условий Саакашвили принять не мог, потому что они, по сути, передавали Грузию под контроль России. Саркози продолжал настаивать и угрожать массовыми бедствиями. Французский президент полностью поддался воле Кремля. Но лидер Грузии отказался, потому что в итоге ему предстояло держать ответ перед общественностью. Саакашвили занял твердую позицию и к утру Москва согласилась на компромисс.
Смысл этой истории в следующем: КГБ, как бы там оно сейчас ни называлось, составляет крайне подробное досье на каждого зарубежного высокопоставленного политика, и Путин действует, опираясь на него. Западные лидеры, особенно высокомерные, которым их советники по делам разведки не указ, становятся легкой добычей. Саркози засада ожидала во время первого саммита за закрытыми дверями в 2007 году. Русские очень хорошо подготовились к этой встрече, узнали все слабости характера Саркози и разработали четкий план, как шокировать его, используя угрозы и увещевания. Стандартная процедура КГБ. Она достигала результата. Неизменно. Вы сомневаетесь, что они действовали схожим образом и во время первого саммита Трампа и Путина? Какие рычаги они использовали? Какие обещания, какие угрозы, что получили взамен?
В настоящее время Москва не в состоянии предложить серьезные положительные стимулы – как, например, настоящее перемирие в Сирии или сделки по проектам Трампа, - потому что на них американцы будут смотреть с явным недоверием, да и узнают о них практически сразу. Русские потратили свой шанс на проделки с выборами в США. Теперь их подозревают везде и всегда. Так что они не стали бы предлагать значительные уступки, если им за это ничего не перепало бы. Судя по всему, им пришлось прибегнуть к угрозам. Скорее всего, у них было три возможности воздействия на Трампа – если исключить вероятность его отравления каким-нибудь «Новичком».
1) Грязные инвестиции и отмывание денег российских олигархов через казино.
2) Доказательства сексуальных похождений в России или с участием «медовых ловушек» - еще один старый и проверенный метод КГБ.
3) Доказательства политического сговора.
Если это предположение верно, то можно себе представить только масштаб, с которым они провернули свою тактическую презентацию, наводя Трампа на мысль о том, что американской и российской разведкам следует работать сообща в деле расследования киберпреступлений. После встречи Путин как раз требовал, чтобы США прекратили свою киберактивность против России. Каким образом? Обе стороны могли бы работать вместе: американцы передавали бы подробности своих операций, а Кремль сливал бы им какую-то полезную для них информацию. Путин снова пытался выставить себя «создателем королей» и защитником власти своего коллеги. Правда, при этом Америка получала постоянную войну внутри собственных разведывательных агентств. Из этого на сей раз ничего не вышло. Трамп быстро пошел на попятную. Но его противники в разведсообществе почуяли неладное. И это имело свои последствия. Кошмар и давление начали постепенно нарастать и, вероятно, будет продолжать увеличиваться. Рано или поздно это приведет к развязке. Если мы дотянем до выборов, можно считать, нам повезло. Если нет… противникам Трампа лучше сдержать свое ликование. Ведь он все-таки находится за штурвалом самолета, в салоне которого летим все мы.