«Тайны Снежной королевы»: Несказочная судьба главного героя фильма

«Тайны Снежной королевы»: Несказочная судьба главного героя фильма

Сказка Андерсена «Снежная королева» экранизировалась не раз во многих странах мира. Самыми известными советскими версиями стали мультфильм 1957 г. и одноименный фильм 1966 г. Спустя 20 лет вышла новая экранизация сказки с Алисой Фрейндлих в главной роли. И если для нее эта роль стала одним из десятков ярких образов в кино, то для актеров, сыгравших Кая и Герду, их роли стали вершинами кинокарьеры. В реальной жизни Кая никто не спас, и его судьба завершилась страшным финалом…

Действие фильма происходит спустя несколько лет после событий, описанных в сказке Андерсена. Герда и Кай стали старше, повзрослели, но Снежная королева снова заманила Кая в свое царство, а Герда снова отправилась на его поиски. В этом ей помогает таинственный человек, называющий себя Голосом Сказки. Автором сценария фильма стал советский писатель, поэт и драматург Вадим Коростылев. Его дочь Марина так объясняла главную идею, заложенную отцом в этом фильме: «Там скорее, так сказать, история любви, чем история чего-то другого. И вообще, история взросления». Автором текстов всех песен на музыку Минкова тоже был Коростылев.

Во многих фильмах по его сценариям снимался Олег Ефремов, и только сценаристу удавалось его убедить самостоятельно исполнять песни. Марина Коростылева рассказывала: «Они дружили, и отцу удавалось его убедить, что всё дело не в голосе и не в слухе, а в таланте артиста, когда он поёт. И что они с композитором сделают так, что, даже если он будет петь мимо нот, всё равно будет полное ощущение, что он поёт прекрасно». В этом фильме Олег Ефремов сыграл одну из главных ролей – Голоса Сказки, и тут он тоже исполнял песни.

На роль Снежной королевы режиссер Николай Александрович пригласил Алису Фрейндлих. Этот выбор многим казался странным – эта героиня должна была выглядеть холодной и безразличной, а в актрисе было столько тепла и обаяния, что это противоречило самой сути образа. Но таков был режиссерский замысел – он хотел, чтобы его Снежная королева была в первую очередь женщиной, и чтобы зрители почувствовали эту мягкость и женственность. Поющая и танцующая королева была совсем не ледяной, настоящей женщиной.

Весь актерский состав фильм был по-настоящему звездным. Даже небольшие роли сыграли великолепные артисты, которых режиссер выбирал по типажу. Так, роль Снеговика исполнил Александр Леньков, известный по сериалу «Зимняя вишня», роль Принца Нарцисса досталась Леониду Ярмольнику, а образ Госпожи Осени воплотила блистательная латвийская актриса Вия Артмане, звезда фильмов «Родная кровь» и «Театр».

Башмачника в представлении режиссера должен был сыграть актер с восточной внешностью, и на эту роль он пригласил Михаила Богдасарова. Позже актер признался: «Дело в том, что все мои предки, не все, но многие, во всяком случае, были башмачниками. И все родственники мои просто визжали от радости, что я играю этого башмачника. До сих пор все, кто остался жив, вспоминают, что первой моей ролью был башмачник».

Для 26-летнего актера эта роль была одной из первых киноработ, ставшей настоящим экзаменом на профпригодность. Среди звезд советского кино он чувствовал себя очень неуверенно и сильно волновался. Богдасаров вспоминал: «Я сижу первый раз в жизни, у меня очень много текста. Я его учил, я готовился, сижу. Мотор! Камера! Начали! Я говорю какое-то одно первое слово, и дальше у меня просто чистый лист. Первый раз в жизни у меня такое было. Спрашивают: «Стоп, текст-то знаешь?» Я говорю: «Да, знаю текст, клянусь, просто я...» – «Понятно, волнуешься». Мотор! Камера! Начали! И опять чистый лист…»

Так же, как в сказке, Герда в фильме спасла Кая из плена Снежной королевы. А вот в реальной жизни счастливого финала не случилось. Роль Кая исполнил 16-летний Ян Пузыревский. Сниматься в кино он начал с 14 лет, а к 20 годам в его фильмографии было уже 8 работ. Но его актерская карьера оборвалась так же неожиданно, как и началась. После окончания Щукинского училища Пузыревский стал актером московского Театра драмы и комедии на Таганке. Он рано женился, у него родился сын. Однако спустя 1,5 года после этого супруга решила с ним развестись. Сестра актера Ольга рассказывала: «Причин для депрессии к тому времени у брата скопилось несколько – и семейных, и профессиональных. Ян привык, что ему с юных лет все дается легко – кино, учеба, театр… Его узнавали на улицах, им восхищались. И вдруг его перестали приглашать на пробы. Зарплату на «Таганке» платили нищенскую».

Говорят, трагедия случилась из-за творческой нереализованности актера: в 1990-х гг. в кино грянул кризис, и Пузыревский остался без работы. Он устроился на стройку, начал выпивать и потерял над собой контроль. Жена не хотела с этим мириться. Его коллеги по театру рассказывали: «Ян не хотел этого развода, но жена настаивала. В то время они уже жили раздельно. Однажды Ян пришел навестить своего полуторагодовалого сына, жена оставила их наедине и ушла к родственникам в квартиру этажом выше. Через некоторое время в этой квартире раздался телефонный звонок: Ян заявил, что уходит вместе с сыном, и предложил жене выглянуть в окно. Та выскочила на балкон и увидела, как муж, держа в руках сынишку, шагнул вниз из окна 12 этажа… По счастливой случайности, малыш при падении зацепился за дерево, именно это спасло ему жизнь. Ян разбился насмерть. Незадолго до самоубийства Ян играл роль Антона Овсянникова в спектакле «Дом на набережной». Так вот, его герой выбрасывался из окна». На тот момент Яну Пузыревскому было всего 25 лет…


Роль Герды сыграла 14-летняя Нина Гомиашвили, дочь знаменитого Остапа Бендера, актера Арчила Гомиашвили. Для нее эта работа стала второй в кино. Она тогда училась в 7-м классе, и родители отпускали ее на пробы с большой неохотой – переживали, что из-за съемок дочери придется пропустить учебу, и она сильно отстанет от школьной программы. После утверждения на роль Нина действительно на время забыла об учебе, к тому же на съемках ей приходилось очень нелегко, о чем она позже рассказывала: «Я тогда была ребенком, и для меня это было просто веселым приключением. Знали ли вы, например, что летнюю пору мы снимали зимой? И хоть съемки проходили в Ялте, каждый день мы боролись с ледяным ветром. Но если другие члены съемочной группы были одеты тепло, на мне же было платье с коротким рукавом, тоненькие колготочки и жилеточка. Поэтому я все время ходила простывшая и охрипшая. У нас были замечательные костюмеры, которые чего только не придумывали, чтобы я не болела. Для меня сделали специальное платье и колготки из синтепона. Из-за этого мои ножки были толстенькими, как столбики».

Но ее актерская карьера продлилась всего 5 лет. Нина поступила в Школу-студию МХАТ, но на 4-м курсе бросила учебу, потом поступила во ВГИК, успешно его окончила, но вскоре разочаровалась в актерской профессии. Нина Гомиашвили уехала в Америку, окончила там университет и стала фоторепортером. Вернувшись в Россию, она продолжала заниматься фотографией, открыла галерею «Победа», где проходят одни из самых интересных фотовыставок столицы.


О съемках в сказке «Тайна Снежной королевы» Нина Гомиашвили и сегодня вспоминает с теплотой: «Наверное, я больше верю в чудеса, чем в сказки. Каждый прожитый день, миг, секунда – это уже чудо. И то, что мне посчастливилось сняться вместе с такими выдающимися актерами как Олег Ефремов, Алиса Фрейндлих, Вячеслав Стржельчик, Вия Артмане, я расцениваю не иначе как чудо».

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070120/45118/