Высокий уровень расходования ракетного вооружения во время войны в Украине и отсутствие достаточно масштабного производства соответствующих средств для полноценного обеспечения ими войск, вынудили россию искать альтернативные средства поражения и одним из таковых стал иранский дрон-камикадзе Shahed-136.
Конечно, Shahed-136 не является полноценным заменителем ракетного вооружения, поскольку это, в первую очередь, дрон-камикадзе, со своей спецификой применения. Но в условиях дефицита ракетных средств он стал альтернативой, для сохранения системности террора против гражданского населения. А последующая модернизация позволила ему повысить свой КПД применения.
Благодаря сотрудничеству с россией Иран не только смог увеличить производство дронов-камикадзе, упрощая и увеличивая сборочный процесс, но и повысить характеристики Shahed-136. Хотя, в ТТХ Shahed-136 был свой нюанс.
Плавающие ТТХ Shahed-136.
Те характеристики, которые публиковались в открытых источниках до 2022 года, оказались гипертрофированно-завышенными и не соответствовали действительности. То есть, Иран намеренно публиковал неправдоподобные ТТХ Shahed-136. Хотя, в этом не было ничего удивительного, ведь россия точно так же продавала своё вооружение, в его описании значительно завышая характеристики, что повышало конкурентоспособность российской техники на рынке.
Например, данные про его максимальную дальность полёта Shahed-136 оказались абсолютно неправдоподобными, а указывалось в них – 2 000 км. Между тем, на момент одного из первых применений, в районе Одессы Shahed-136 сопровождались разведывательно-ударным Mohajer-6, который выполнял функции дополнительного средства указания цели. Зачем это сопровождающие и корректирующее средство на дистанции в несколько сотен км?
Mohajer-6 тогда, кстати, был филигранно сбит ВМСУ, точным повреждением винта и выловлен из Чёрного моря в идеальном состоянии, что позволило его детально изучить украинским специалистам и не только.
Итоги этого изучения показали высокий уровень кустарной сборки, отсутствие автоматизации процессов, что говорило об исключительно ручном труде, не позволяющем демонстрировать высокие показатели производства.
Так же, важным моментом было то, что значительная часть деталей и запчастей были иностранного производства и могли поставляться в Иран исключительно контрабандными способами. В свою очередь контрабанда не позволяет осуществлять системную сборку согласно заранее распланированному графику.
Аналогичная специфика сборки наблюдалась и у сбитых Shahed-136. Но, со временем, они стали совершенствоваться.
Улучшение Shahed-136.
По началу, в них стали появляться блоки, связанные с российской системой ГЛОНАСС, что должно было обеспечить более стабильную связь и точность поражения, в зависимости от дальности.
В осенне-зимний период 2022 года Shahed-136 претерпели изменения в топливной системе, поскольку некоторые узлы были чувствительными к низким температурам. Не в целом вся топливная система, но ряд её элементов, были заменены россиянами.
В 2023 году всё чаще в комплектации сбитых Shahed-136 стали появляться электронные элементы российского производства.
В частности, в остатках сбитых иранских дронов-камикадзе обнаруживались блоки управления полетом B-101,а так же навигационные модули "Комета", в комплексе с блоком спутниковой навигации "Б-105". Данные блоки так же являются важной навигационной составляющей в российских БПЛА "Орлан-10", "Форпост-П" и прочих.