Пилят многострадальный контракт с БТР-4Е — с января в войска ушло 16 «четвёрок». Пока я писал эту статью, передали ещё 5 бронетранспортёров. Просроченный с 2016 года контракт в конце апреля 2020-го перевалил «экватор» — большая часть из 45 заказанных по ГОЗ бронетранспортёров уже в войсках. Это, кстати, хороший пример того, как делать не стоит. Да, великолепная машина, да, неплохие противотанковые возможности, тяжёлый бронетранспортер, тепловизор. Нужна была батальонным комплектам ещё в 2017 году.
Но за 4 года 45 штук рожают и родить не могут. Не было бы «Украинской бронетехники», не было бы «Практики», «Богдана» и «КрАЗ», которые сдали сотни лёгких бронеавтомобилей, так бы сидели и ждали у моря погоды с автобусами и мобилизованными бортовыми грузовиками. Пока выясняют, кто там козлы отпущения — Лозовая или Харьков, сварщики виноваты или броня не той системы. А ведь достаточно простой вопрос — что лучше в красной зоне? Условные «Казак-2М» с «Вартой», которые держат миномётные осколки, могут оказать поддержку пехоте, доставить снабжение, на которых цифровая рация и можно поставить ПТРК с заброневым заряжанием, как на «Новаторе»? Или прохладные истории про не знающее аналогов, если залить в производство миллиарды гривен на станочный парк, обучение персонала и попил директорам с зарплатой в 13 тысяч гривен? И ответ на него тоже достаточно простой. Прямо сейчас его реализовывают в металле.
И с танками его тоже решили правильно. Пока ждать батальон «Оплотов» с его вечной локализацией запчастей и обещаниями государственных заводов делать по 30 штук в год, можно оснастить 300 машин тепловизорами от «Тримена», турецкими рациями от «Аселсана» или отечественными «Лыбидь», поставить танковое переговорное устройство и сопрячь всё это дело с управляемыми ракетами от «Луча». Останется поменять динамическую защиту — и выйдет вполне себе уровень российского Т-72Б3, а уж для возможностей прокси из «корпусов народной милиции» хватит с головой. Поэтому с весны мы получили минимум 56 танков, а с отремонтированными «Булатами» и передачами до конца года их будет под 120–130 штук. На одной чаше весов гипотетический батальон, наверное (но это не точно), на другой — 4 батальона. Простая математика, если помнить о протяжённости ТВД. Смысл рожать поштучно «Оплоты», если можно пропустить через сито модернизаций 700 машин — и втрое быстрее получить возможность противостоять сотням российских танков в случае обострения.
Николаев передал две партии БРДМ2-Л1 — 13 машин. Связь — защищённая цифра, тепловизионный прицел, навигатор, переделанные двери для выхода десанта. С 2015 года такие машины передавали десятками штук. Кроме использования в разведывательных подразделениях по профилю и как суррогатный БТР, не стоит забывать об ещё одной модификации — противотанковой. Новая модель с ПТРК «Амулет» или даже постсоветские комплексы так и просятся в комплект к тепловизору и низкому профилю машины. Судя по тому, что россияне не жалеют танков «республикам» и активно разворачивают танковые подразделения у границ Украины, лишними «бардаки», заточенные по борьбу с тяжёлой бронетехникой, не будут. 46 закупленных в начале года НБТЗ тепловизоров означает, что передачи ещё будут.
Также в количествах отправили в войска другие пережитки СССР — отремонтированные БТР-80, БМП-1\2, БТР-70Ді и импортированные БМП-1 из Варшавского пакта. Около 70 единиц, поднятых с баз хранения, пропущенных через капитальный ремонт или купленных, в довольно неплохом состоянии. Ничего удивительного для армии, которая на обшитом кустарной бронёй «КамАЗе» освобождала миллионную агломерацию и достаточно массово использовала тягачи БТС с кустарно установленными на них зенитными установками. Потому что и потери, и ресурс, и усилилось количество учений — мы их проводим на уровне РФ, а бывало выше — остро нужна бронированная техника ещё на вчера. Да это не бог весть что, но из капонира насыпать гладкоствольной пушкой и доставить на передок снабжение и не опасаться осколков лучше, чем моторизованные батальоны на мобилизованных автомобилях.
«Варты» и «Новатор» — минимум 3 передачи в НГУ и ВСУ, кроме того, сдали один бронеавтомобиль сверх плана. По открытым источникам, до двух десятков бронемашин, вполне вероятно, что были ещё без сообщений в СМИ. Крупная партия «Новаторов» эксплуатируется в ВСУ, в том числе и в роли специализированных противотанковых машин, как в 93-й бригаде и ещё нескольких подразделениях, не попавших в СМИ.
Практика — «Казак-2М» принят на вооружение в ВСУ, активно передают в МВД и ВСУ «Казак-2», импортировали шасси «Ивеко» и достаточно объёмные партии финской стали. Кроме «Казаков», «Практика» бронирует переданные США «Хамви» и делает специальные машины, например для сапёров.
Специальная техника — командно-штабные машины, санитарные бронированные «мотолыги» и «Хамви», пожарные танки, техника командира артиллерийской батареи и дивизиона, бронированные кузова для машин РТР и пунктов связи. ИМР и БРЭМ. Модернизировали это всё дело и передавали небольшими партиями, но стабильно. Важный момент, ведь выстроить связный боевой порядок в первой линии — это половина дела, а создать устойчивые каналы связи, твёрдость командования, обеспечить и провести инженерные работы, дать целеуказание и тащить тыловое обеспечение — не менее критичные задачи.
Производство наращивают по нескольким причинам. Первое — это накапливаемый опыт этого самого производства: чем больше завод работает над конкретной машиной, тем быстрее делают каждый узел и операцию. Растёт компетенция сварщиков и слесарей, быстрее стремятся закончить заказ смежники, и в целом шестерни крутятся быстрее. Во время Второй мировой эта тенденция хороша видна на всяких мелкосерийных немецких танках и САУ, но и в наших условиях, когда сдают 20 штук в год и через пару лет уже 40, тоже работает.
Второе — это большинство контрактов по ГОЗ были заключены до кризиса, растущего бюджетного дефицита и карантина. Даже в 2020 году будет передано больше 130 единиц по предыдущим контрактам, так что, естественно, это не значит, что в будущем темп сохранится. Хотя если бюджет по обороне не попадёт под нож сокращений, то по плану на выходе рост — ибо траты на закупку и модернизацию техники позволяют. Но война план покажет, мы уже получали миллион «Дозоров» и подводные лодки к 2020 году.
Третье — это, несомненно, растущая доля частников в ГОЗ. В интервью руководителей Укроборонпрома речь шла о 60% частных компаний и то, что это число растёт. 9 подряд итераций и модификаций в машинах «Практики» и вечные обещания про «Дозор». 8-я модификация от «Украинской бронетехники» и десятки проектов модернизаций той же «копейки», которые так и остались в металле. «Тримен», который сотнями закупал матрицы в ЕС и во многом обеспечил скорость модернизации украинских танков.
В принципе, активность частников хороша видна не только в бронетехнике, но и, например, в производстве дронов. Частные украинские компании передали в войска более 600 БПЛА, хотя в 2014 году большинства из них не существовало на рынке. Государственная компания «Антонов» выкатила макеты и картинки. Почти всегда привлечение частников на рынок означает рост производства.
В целом можно критиковать промышленность Украины за «зоопарк», но даже Турция с её военным бюджетом использует полтора десятка бронемашин и 3 различных танка на вооружении, причём разных поколений и модификаций. Это же касается и Польши, которая активно модернизирует советскую технику, включая те же БРДМ, которые они использовали в Афганистане. В конце концов, «Хамви» — это автомобиль 1980-х годов, который массово использовала в 2003 году при вторжении в Ирак, причём с ручными турелями и ТОУ тех же седых годов, страна, тратящая на оборону больше всего остального мира. И часто его модернизировали вручную силами ремонтных частей и усиливали просто натянутыми на окна бронежилетами. Если вокруг вас не США, а Украина, то не стоит удивляться нашим «Казакам», «Новаторам» и «МТЛБ», из которых сделали санитарки. В любом случае нам нужно продолжать наращивать усилия, не допускать повторения 2014 года, когда на обшитых бронёй мусорках мы защищали свои города от вторжения.