Украинский бизнес сейчас "на выданье". Эксперты прогнозируют: количество сделок по покупке предприятий в этом году будет увеличиваться.
"По мере стабилизации макроэкономических показателей мы ожидаем увеличения инвестиций в Украину", — отметил управляющий партнер юридической фирмы AEQUO Денис Лысенко. Последняя сопровождает украинские и международные предприятия при заключении сделок. А недавно представила результаты исследования отечественного рынка слияний и поглощений (M&A) за 2015 г, проведенного совместно с компанией Mergermarket.
Согласно методике, мониторинг покрыл только сделки, по которым есть достаточное количество публичной информации. Ключевой критерий отбора — сумма сделки более $5 млн. В случае покупки миноритарного пакета пороговая сумма увеличивалась. Если сделка не была публичной, то ее сумма оценивалась советом экспертов.
Отрицательная статистика
Во всем мире количество и объемы сделок M&A уже достигли показателей предкризисного 2007 г. В Украине пока наблюдается иная картина.
По статистике, 2008 г. стал последним удачным периодом для отечественного рынка слияний и поглощений. В 2015 г. количество сделок M&A у нас оказалось на минимальном уровне, даже в сравнении с кризисным 2009 г.: 26 против 31. Для сравнения, в 2014 г. было заключено 34 сделки.
"Ожидалось, что в прошлом году Украина сможет выйти из военного конфликта, но этого так не случилось. В первом квартале 2016 г. было заключено всего 4 сделки. Правда, сейчас много соглашений находится в процессе заключения, но их результаты отразятся уже в следующих отчетных периодах", — с оптимизмом заявляют в AEQUO.
Объемы сделок также упали — с $831 млн. в 2014 году до $150 млн. в прошлом. При этом в минувшем сезоне 62% всех сделок было заключено между украинскими компаниями и только 38% — с привлечением иностранного капитала. По стоимости сделок картина прямо противоположная: 72% денежного денег поступило от иностранцев и только 28% — от местных покупателей.
Разумеется, часть иностранного капитала — это те же украинские деньги, перегнанные через офшоры, признают эксперты.
"Хотя М&А-активность была подорвана экономическим спадом, есть стойкое впечатление, что Украина все же прошла дно", — считает партнер, руководитель практики слияний и поглощений AEQUO Анна Бабич.
Впрочем, глава Фонда госимущества Украины Игорь Билоус выделяет всего два типа сделок, которые сейчас совершаются на украинском рынке M&A. Это дистресс (продажа проблемных активов, в первую очередь банковских залогов) и специальные ситуации (то есть приватизация).
Отчасти это поясняется макроэкономической ситуацией, но больше — негативным влиянием чрезмерного валютного регулирования.
"Мы предлагаем инвестировать в наши объекты, но не позволяем выводить прибыль в виде дивидендов. Дураков нет. Поэтому сюда заходит только украинский капитал, он знает, как работать в таких условиях", — поясняет Игорь Билоус.
Денежное слияние
В топовом списке М&А эксперты называют несколько сегментов. На первом месте со значительным отрывом от ближайших "конкурентов" оказались финансисты. В 2014-2015 гг. финансовый сектор обеспечил 35% всех сделок в количественном выражении и 43% в деньгах.
Для сравнения: в 2012-2013 гг. эти показатели составили 16% и 7% соответственно.
Одна из причин всплеска активности на этом рынке — внедрение новой схемы, по которой ФГВФЛ продавал банки, ранее выведенные с рынка.
Скажем, в 2015 г. американская корпорация New Century Holdings (NCH) приобрела Астра-банк. В продаже "Омега-банка" и создания на его базе переходного "РВС-банка" засветился украинский инвестор UBG. Были и неудачные примеры таких сделок. В частности, Primestar Energy из ОАЭ купила Укргазпромбанк, который затем снова был выведен с рынка.
"В 2016 году мы ожидаем новой волны консолидации банков. Она станет логическим продолжением нынешнего курса НБУ на упрощение процедуры слияний. Кроме того, регулятор назвал уменьшение количество банков на рынке одной из своих целей", —говорит Денис Лысенко.
Часть сделок происходит из-за требований Нацбанка по раскрытию конечных собственников финансовых компаний. Кроме того, компании с российскими корнями реструктуризируют свой бизнес.
На руку инвесторам и тот факт, что стоимость активов невысока. Например, как заявлял ранее инвестбанкир и советник главы Фонда госимущества Сергей Будкин, при запланированной продаже акций госбанков много денег выручить не удастся. По его словам, стоимость каждого отдельно взятого банка (и коммерческих в том числе) "близка к нулю, и хорошо, если она не отрицательная".
Увеличению числа сделок на финансовом рынке будут способствовать как сложное финансовое положение компаний, так и изменение регуляторного климата. Свидетельством нехватки денег может служить, в частности, обмен акциями (пока не завершен) между Укрсоцбанком и Альфа Групп. "Во 2-м или 3-м квартале ждем завершения этой сделки", — говорит Денис Лысенко. По его словам, подобные консолидации будут наблюдаться и в дальнейшем.
По словам экспертов, сейчас примерно 30% сделок публичны. "Что касается остальных, то в половине случаев разглашения не хочет сам клиент, а во второй — консультант", — рассказал один из таких консультантов.
"Многие предприятия находятся на грани банкротства и их собственники вынуждены расставаться с имуществом фактически за рабочий капитал. Многие из этих сделок не публичны, потому что даже олигархи сейчас переживают не лучшие времена", — поясняет Игорь Билоус.
Предпродажная подготовка
По словам Анны Бабич, первыми из иностранцев в Украину заходят фонды из США. Они смелее и готовы рисковать больше, чем европейцы. Такие покупатели нацелены на АПК, недвижимость и фармацевтику.
Рост количества сделок и главное их общей стоимости наблюдается также в энергетике и горнорудной промышленности. На них в 2014-2015 годах пришлось 13% всех сделок в количественном выражении и 29% в деньгах.
В этом году эксперты ожидают дальнейшего роста числа "энергетических" сделок.
Дело в том, что в 2015 г. отечественное законодательство было приведено в соответствие с нормами договора об энергетическом сообществе. Теперь предстоит реструктуризация НАК "Нафтогаза" и выведение из его состава газотранспортной системы, а также продажа ОПЗ и облэнерго.
К прошлогодним лидерам по общей сумме сделок — финсектору и энергетике — в этом году добавятся ИТ и телекоммуникаций, а также агропромышленный сектор, прогнозируют эксперты. Уже сейчас там растет количество сделок. Например, в телекоме их доля увеличилась в 2015 г. до 12%, в фармацевтике — до 5%. Но по денежному "весу" они пока не могут конкурировать с лидерами.
Но к фаворитам вплотную подбираются аграрные компании. В конце прошлого года на этом рынке заметно усилилась активность по М&А.
"Вскоре рынок услышит о приходе новых крупных частных игроков. И это будут достаточно крупные агрокомпании", — спрогнозировал Денис Лысенко.