Харьковский велосипедный завод — советское и украинское промышленное предприятие в Коминтерновском районе Харькова.
ХВЗ являлся одним из основных центров советского и украинского велосипедного машиностроения.К концу 1923 года в примитивных условиях и в сложной обстановке небольшой коллектив смог изготовить первые образцы нескольких веломашин, а в 1924 году было выпущено уже более 1000 велосипедов.
Вскоре по желанию рабочих завод получил имя Г. И. Петровского.
Первые велосипеды опробовали студенты Государственного института физической культуры А. Князев и И. Фрейдберг, которые совершили на них кругосветное путешествие. В 1924 году они отправились на восток, пересекли Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки, Европы и появились снова в Москве в 1927 году.
В 1926 году в производство была запущена первая модель велосипеда «Украина», популярнейшего и в наше время.
В 1927 году завод выпустил 10874 велосипеда (общая стоимость которых составила 1812,2 тыс. рублей). В ходе индустриализации СССР завод был реконструирован по проекту проектного института «Гипротракторосельхозмаш».
В 1932 году завод выпустил 70 тысяч велосипедов (общая стоимость которых составила 13147,9 тыс. рублей).
До начала Великой Отечественной войны летом 1941 года завод выпустил 1 млн. велосипедов. В связи с приближением к городу линии фронта осенью 1941 года завод был эвакуирован в Бухару, где до 1945 года выпускал продукцию для фронта.
В 1945 году завод возобновил производство в Харькове. Начато производство велосипедов В-14, В-17 .
1950—1958 производство унифицированной модели велосипеда «Прогресс» В-110
В 1958 году завод начал экспорт велосипедов в иностранные государства.
В послевоенный период, с 9 мая 1945 года до 1 января 1976 года, завод выпустил 16 млн велосипедов 47 различных моделей (2 млн из которых были проданы в 30 странах мира за границами СССР).
В конце 1970-х годов завод ежегодно выпускал 800 тысяч велосипедов свыше десяти различных моделей, которые продавались в СССР и шли на экспорт в 30 стран мира.
В 1977 году завод начал выпуск новой модели спортивно-шоссейного велосипеда на замену модели В555, а также осваивал производство новой модели дорожного велосипеда с двухскоростными втулками.
К 1979 году заводом было выпущено 20 млн велосипедов.
В 1983 году на ВДНХ СССР завод представил новые разработки: дорожный велосипед модели «111-4111» и две его модификации — «111-412» и «111-413-Люкс».
При заводе действовало единственное в СССР конструкторское бюро велостроения — Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело).
К началу 1986 года свыше 900 работников завода были награждены орденами и государственными наградами; завод выпускал свыше 10 моделей дорожных, спортивных и туристских велосипедов, которые продавались в 36 стран мира.
При советской власти завод выпускал и множество разнообразных моделей детских, дорожных, шоссейных и спортивных велосипедов. Некоторые модели выпускаются до настоящего времени и пользуются спросом.