Министерство образования увеличило количество уроков английского языка в средней школе, пишет zn.ua. Не по собственной инициативе. В ходе передачи "10 минут с премьер-министром. Образование", которую в июле транслировали ведущие телеканалы, Арсений Яценюк неожиданно сообщил стране: "Я дал поручение увеличить количество часов в средней школе по изучению иностранных языков".
Наверное, это первый в истории Украины премьер-министр, который, не имея профессионального опыта в школьном образовании, так детально вмешивается в работу средней школы. Не "поручаю уполномоченному органу власти обдумать и предложить конкретные шаги по решению такой-то проблемы" (как это должно быть в по-настоящему демократическом обществе с сильной властной вертикалью), а категорическое "я дал поручение".
Свое решение Арсений Петрович объясняет так: "Мир изменился. И для того, чтобы ты был конкурентным в этом мире, ты должен знать много иностранных языков. Это еще один источник приобретения новых знаний". С таким аргументом трудно не согласиться.
Об изучении иностранных языков сказано в Коалиционном соглашении, в Стратегии-2020. И все это надо как-то выполнять, а выполнение демонстрировать реальными шагами. Но поможет ли тут неожиданно навязанное министерству образования указание — можно поспорить.
Реальная история. В одной киевской школе с углубленным изучением иностранных языков встречали иностранную делегацию. Решено было, что лучшие ученики будут общаться с гостями исключительно на английском языке.
Читайте также: "Школа должна измениться — или умереть!" — Алексей Греков
Но как же удивились и гости, и хозяева, когда выяснилось, что они говорят на каких-то разных английских языках, плохо понимают друг друга. Интересно, если в такой школе мы добавим количество часов на изучение иностранного языка, ситуация кардинально изменится? Знаю молодую старательную учительницу, "отличницу-краснодипломницу". Каждый день прописывает с детьми новые слова — каждое по строчке. И читает—переводит текст из учебника. Задает детям много и бессистемно. Почти у всех ее учеников есть репетиторы — делают с детьми неподъемную "домашку" и дают хоть какие-то системные азы языка.
Есть ли смысл в увеличении количества таких "эффективных" занятий без специальной переподготовки учителя? Может, лучше высвободить время на качественные языковые курсы или репетитора?
Виктория Иванищева, менеджер проектов Британского Совета в Украине, отмечает: "Если мы хотим воспитать, вырастить учителя нового поколения, нам нужно вносить изменения в систему подготовки будущих учителей и систему их переподготовки. Сегодня из 100% часов, которые отводятся на подготовку учителей, на методику преподавания идет всего 3%. Если мы задумаемся над цифрами — о каком учителе мы можем говорить? Учитель, у которого нет инструмента, с которым он пойдет работать в классе. Что происходит сейчас? В большинстве случаев ученики читают, переводят, пересказывают, выполняют упражнения по грамматике и лексике.
То есть, иными словами, мы развиваем их знания по грамматике, знание слов, но мы не знаем, как это все вместе слепить, чтобы наконец заговорить. Так что фокус не только в школе, но и в высших учебных заведениях, где готовят будущих учителей. Намного проще работать только со знаниями. Намного сложнее развивать умения наших учеников. В педагогических вузах методику обычно читают преподаватели, которые никогда не работали в школе. Каким образом я, не имеющая опыта работы, например, хирургом, могу делать операции. Я теоретически знаю, как это делать. Но я практически никогда этого не делала".
Большинство школьных учителей ни разу в глаза не видели носителей языка. А те, кто хорошо владеет иностранным, не пойдут массово в школу на тысячу гривен зарплаты. Вот и процветает в школах буйным цветом "совьетик инглиш".
Нам его надо еще больше и немедленно?
Марьяна Трифон, методистка Закарпатского института последипломного педагогического образования, учитель английского языка: "Когда меня спрашивают, что надо сделать, чтобы все наши ученики свободно заговорили по-английски, я всегда отвечаю банально просто: надо, чтобы заговорили свободно все учителя. В нашей области 1197 учителей английского языка, из них, наверное, 60% никогда в жизни не общались с носителем языка. О какой социокультурной компетенции, нюансах языка, функциональной адекватности можно говорить? Поэтому, прежде всего, я бы сказала: для повышения качества обучения нам надо пригласить как минимум по волонтеру в каждый областной институт, в каждую школу с углубленным изучением английского языка. Конечно, желательно вообще в каждую школу.
Это первое. Следующее — обеспечение количества часов на курсах повышения квалификации. Мы обеспечиваем учителей мониторингом инновационных процессов, совокупностью технологий интерактивного обучения, множеством замечательных общепедагогических дисциплин, которые читаются на украинском языке. Но, к сожалению, учитель даже за те две—три недели пребывания на курсах не имеет возможности повысить свой профессиональный уровень".
Приглашение волонтеров—носителей языка из-за рубежа — в самом деле важный момент реформирования системы изучения иностранного языка. Так было, например, в Грузии. В 2010 году туда приехали три тысячи учителей—волонтеров из США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
И практически в каждой грузинской школе, даже в сельской, были преподаватели—носители языка. Еще один вопрос — качество учебников и программ по иностранному языку. Выбор небольшой — или получить в школьной библиотеке отечественную книжку (которая вряд ли сможет конкурировать с написанной носителями языка), или купить за свой счет иностранные учебники (более качественные, но очень дорогие). Не все школы имеют надлежащую материальную базу для организации качественного обучения — не то что современные лингафонные кабинеты и программное обеспечение, а даже просто широкополосный интернет.
Посол Канады в Украине Роман Ващук: "Я работал в Сербии, стране, экономические показатели которой не очень отличаются от Украины, но где уровень активного употребления английского языка значительно выше. В большой степени благодаря тому, что там титруются, а не дублируются иностранные фильмы и программы. Я думаю, что это был бы неплохой эксперимент для общественного вещания Украины: показывать интересное иностранное содержание, в частности фильмы, на оригинальном языке (английском или другом) с украинскими титрами. Как-то странно получается, что единственные программы, которые в Украине выходят с титрами — российские с титрами по-украински неизвестно для кого".
Проблему изучения иностранного языка надо решать системно. И в Украине есть энтузиасты, которые делают первые шаги. В июне в Национальном совете реформ была представлена общественная инициатива — Национальная программа изучения и популяризации иностранных языков Go Global. Она охватывает четыре направления: популяризация английского языка, внедрение его в систему госслужбы, введение новых стандартов изучения и оценивания в системе среднего и высшего образования, внедрение общенациональной программы приглашения в Украину носителей иностранных языков.
На круглом столе "Speak Global — Go Global — иностранный язык в системе среднего образования", посвященном обсуждению программы, один из ее инициаторов, Мустафа Найем, объяснил: "Прежде всего, мы хотим изменить систему образования. Единственное, что мы планировали изначально — это все же повысить качество преподавателей и найти тот инструмент, которым мы можем измерять знания. Это главная проблема сейчас…"
В том, что изменения в системе образования нужны, сомнений нет. Вот только с чего начинать — с увеличения количества уроков, а уже потом переходить к подготовке их качественного наполнения?
Поручение премьера свидетельствует о поддержке им такого пути. А может следовало бы наоборот? По причинам, изложенным выше? Есть еще один нюанс. Тот, кто работает в школе, знает, что все планы на новый учебный год составляются заранее.
В апреле—мае проводится "комплектация" школы, когда каждый учитель выясняет, какие уроки будет вести в следующем году, какая у него будет нагрузка и, соответственно, зарплата. До начала сезона отпусков каждая школа составляет учебный план и утверждает его в управлениях образования. В этом документе определено, сколько уроков в неделю по каждому предмету планируется проводить. А теперь работники образования выйдут из отпусков и узнают о сюрпризе: все надо переиграть. И снова утвердить в управлениях образования. Чтобы добавить часы учителям иностранного языка, надо будет их у кого-то забрать. Даже один урок в каждом классе — не мелочь, если умножить на количество классов и школьных "параллелей".
Конечно, все эти изменения — не столь уж неподъемные задачи. Но зачем такая спешка, зачем срывать "стоп-кран", если поезд уже пошел? Действительно ли увеличение количества уроков — безотлагательная, самая главная и актуальная задача? Коль уж так неймется — можно ввести его, по крайней мере, со следующего учебного года.
А за этот время дать школам подготовиться и параллельно запустить хоть какие-то сопутствующие системные шаги. Идею, с которой выступил в телеэфире Арсений Яценюк, раньше озвучила Лилия Гриневич. Было это в июне на круглом столе "Speak Global — Go Global — иностранный язык в системе среднего образования".Кстати, все приведенные выше слова специалистов и представителей иностранных посольств прозвучали именно в той аудитории.
Лилия Гриневич обратилась к представительнице МОН Оксане Коваленко: "Единственное, что я рекомендовала бы, чтобы мы получили четкий посыл буквально уже с нового учебного года — как изменится количество учебных часов в общеобразовательной школе? Потому что без этого шага все остальные составляющие не принесут достаточного эффекта". Коваленко ответила, что министерство открыто к увеличению часов, но над этим вопросом работает группа. А позже перед телекамерами выступил с поручением Арсений Яценюк. Свою позицию Лилия Гриневич объяснила так: "Прежде всего, в нашей системе образования (по сравнению с другими странами, где английский неродной), мы видим очень небольшое количество часов на изучение языка. Сегодня большинство украинских детей учится в общеобразовательных учебных заведениях, где у них два часа в неделю. Для сравнения, в школах с углубленным изучением иностранных языков — 5 часов еженедельно, а в старших классах с дополнительными специализированными часами иногда получается до 9—10 часов языка. У нас в обычной школе у выпускника в одиннадцатом классе есть три часа. Этим очевидно закладывается неуспех в достижении соответствующего уровня. Мы должны внести изменения в учебный план общеобразовательной средней школы…"
Будем откровенны — специализированная и обычная общеобразовательная школа отличаются не только количеством часов. Поэтому косметическая операция по добавлению уроков никого не вылечит. Специализированные школы считаются более престижными. Часто — со всеми вытекающими последствиями: родительскими благотворительными взносами, доплатами учителям, дополнительными платными услугами. Здесь учителя имеют возможность получать хотя бы небольшую доплату, а дети — дополнительные платные занятия.
И сама Лилия Гриневич отметила: "Одна из наибольших системных проблем системы образования Украины в целом — неравенство доступа к качественному образованию.
И, извините, если мы сегодня берем 6-летнего ребенка, сразу отбираем его в спецшколу, и этот ребенок имеет возможность получить от государства средства на свое образование как минимум в полтора раза большие, чем ребенок в обычной общеобразовательной школе, мы сразу закладываем неравенство. Закладываем неравенство количеством часов, делением на группы, доплатой учителям, и потому, если мы выбираем для себя определенные приоритеты (а в этом случае речь идет об иностранных языках), то такие возможности мы должны распространить на как можно большее число детей.
Потому что мы должны понять, что сегодня благополучие общества зависит от образования масс". Но и специализированная школа — не панацея. Вспомним результаты ВНО этого года по английскому языку. Из 71 тысячи участников только 13 человек набрали максимальное количество тестовых баллов. У нас так мало выпускников специализированных школ? 21%, то есть каждый пятый, даже не начали выполнять задание "напиши письмо товарищу". Увеличение часов при плохом качестве — неэффективный путь решения проблемы. У нас не только изучение иностранного языка хромает, у нас и естественно-математическое образование в кризисе. Так что же, завтра дадим поручение министерству образования увеличить количество уроков математики? Послезавтра — химии, биологии и так далее?
Загрузим детей по самое "нимагу", чтобы им продохнуть было некогда? А еще учтите наш винегрет в школьных программах. По словам экспертов, они страдают чрезмерным объемом учебного материала, перегружены второстепенной информацией, фактами, не отвечающим возрастным возможностям учеников. Вот где нужно генеральную уборку делать! Тогда и резерв часов можно будет найти. Что же можно сделать сегодня, за счет чего увеличить количество уроков иностранного языка? Вариантов несколько: увеличить школьную нагрузку детей (а как же здоровье?) или "откусить" часы от других предметов.
Например, от украинского языка или литературы которые, вместе с иностранным входят в один блок предметов учебного плана — "язык и литература". (У кого на такое поднимется рука?) Выполняя поручение премьер-министра, МОН пошло третьим, наименее травматичным путем: выделило дополнительные часы на английский из резервных уроков, так называемой вариативной части учебного плана. Эти дополнительные, оплачиваемые государством часы, предназначены для предметов по выбору. (Их и так кот наплакал, поэтому откусить много в пользу иностранного языка невозможно).
Вспомнилось: когда-то именно за вмешательство в вариативную часть, дающую школе хоть крошечный глоток свободы, мы критиковали министерство Табачника. И вот снова пришлось запустить туда руку. Министерство образования попало в неловкое положение: в случае чего шишки недовольства посыпятся на МОН, а если все пройдет спокойно — премьер сможет назвать себя реформатором, который реально что-то делает и подвигает к тому подчиненных.
Но на самом деле есть другие очень важные вопросы, связанные с поддержкой изучения иностранных языков. И именно они являются неотложными. Волонтеры—носители языка готовы ехать в Украину. Об этом говорили на круглом столе представители посольств. Но они подчеркнули — "нужно создать инфраструктуру, чтобы люди не оказались где-то без какой-либо поддержки".
И именно за Кабмином закреплена "координация министерств и ведомств по поддержке программы приезда в Украину носителей иностранных языков" — по крайней мере, так указано на сайте Национального совета реформ в программе Go Global. Кстати, премьер-министр является одним из гарантов выполнения этой программы и членом Нацсовета реформ.
Представитель группы британских издательств отметила: "Нас упрекают, что у нас очень дорогие учебники. Хочу сказать, что британские учебники имеют 20% НДС. В других странах мира это 7%. Может, можно было бы как-то сделать, чтобы это не было грузом для родителей?" Работник образования из Винницкой области, не назвавший своего имени, сказал: "Мы говорим, что учитель должен делать, что он отстал. Но давайте подумаем о том, что он имеет. Он получает 1047 гривен заработной платы. И если мы на этом уровне оставим учителя, у нас не будет учителя".
Увеличение количества уроков английского языка возможно и было бы интересной идеей. Но далеко не как первый шаг. Когда и как его сделать, должны решать специалисты и уполномоченные на это органы власти. И какое бы решение не принималось — в нем должно быть как можно меньше политики.
Больше доверия и командной работы. То, что мы видим сегодня — плохие симптомы.