"В образовании на первый план выходит «Невидимое»" - Владимир Спиваковский

"В образовании на первый план выходит «Невидимое»" - Владимир Спиваковский

Не те знания, которые в учебниках называются параграфами, а то, что за их пределами.

Побывав на многих международных конгрессах, скажу, что это в мире сейчас самое модное и популярное – «невидимое в знаниях». Почему? Потому что каждый хочет их увидеть! И это сильнейшая мотивация учиться!

Вдруг обнаружилось, что все явные и назидательные знания имеют ограниченную пропускную способность попадания в мозг!

Мозг их тормозит. Так что не всё, что рядом-вокруг-да-около, в него попадает.

И вот на авансцену выходит это самое НЕВИДИМОЕ. Что это?

1. Это – внутренние знания, которых «не видно», но они есть (know how)! Например, врач знает, как лечить какую-то болезнь и ему это удается, но он не выступает с этими знаниями публично. Не потому что это секрет. Просто он не хочет нарываться на деструктивные дебаты и склоки.

Так же и в науке и политике, где не всем понятно, что там происходит. Но кто-то знает больше, благодаря интуиции, инсайтам и тайным источникам информации. И к таким людям особенно прислушиваются.

2. Невидимое – как неизмеримое. Многие знания невозможно измерить, и общество из-за этого их игнорирует, если нет пруфов и расчетов.

Но это не значит, что этих знаний нет вообще. Например, обобщения, абстракции, вероятности, сценарии, модели, художества… Это всегда интересно и пробуждает у детей сильное воображение. И они начинают сами гуглить и проверять, чему можно только радоваться.


3. Невидимое – как случайная информация, которую вроде бы всерьёз и принимать во внимание нельзя. Но она таки влияет на выводы, над которыми бьётся мозг.

4. Сейчас пропорция видимых и невидимых знаний, которым учат в школе, примерно 100:0. А мир уверенно идет к пропорции 50:50, а потом и вовсе 20:80.

Иногда это называют дополненной реальностью.

Добро пожаловать в новую систему образования.

Владимир Спиваковский