Первым собеседником Вселенского патриарха Варфоломея I после прилета церковного иерарха в Киев стал президент Украины Владимир Зеленский. Собеседники всячески демонстрировали взаимную симпатию, Зеленский выражал патриарху, в 2018 году предоставившему автокефальный статус Православной церкви Украины, благодарность и заявил, что религиозный фактор — один из элементов, который использует агрессор в качестве гибридного оружия против его страны.
Уже сама эта тональность продемонстрировала, как изменилась ситуация всего за два года. Во время своей предвыборной кампании Зеленский всячески преуменьшал значимость предоставления автокефалии ПЦУ и не проявлял к церковным делам того очевидного интереса, которым отличался его предшественник Петр Порошенко.
Чиновников из президентского офиса можно было увидеть на службах, проводимых священниками Русской православной церкви, все еще остающейся влиятельной в Украине и безосновательно настаивающей на том, что пользующаяся относительной автономией Украинская православная церковь Московского патриархата является единственной канонической церковью на территории страны.
Во время первой встречи нового украинского президента и Вселенского патриарха в Стамбуле в августе 2019 года украинская делегация неожиданно для принимающей стороны отказалась от подписания согласованного ранее совместного заявления. «Власть не должна вмешиваться в церковные дела и я буду защищать независимость церкви» — сказал после этой встречи Зеленский.
Теперь же именно Варфоломей оказывается одной из главных фигур на празднованиях 30-летия со дня провозглашения украинской независимости, а иерархи Русской православной церкви выражают возмущение в связи с его приездом и пытаются организовать протестные акции, не отличающиеся, впрочем, размахом. Даже в официальных сообщениях пресс-службы УПЦ Московского патриархата говорится о «сотнях протестующих», что на практике означает куда меньшие цифры.
И это очевидное политическое равнодушие паствы российских священников может свидетельствовать о том, что за три года после предоставления автокефалии ПЦУ сосуществование в Украине двух православных общин, одна из которых получила томос от Вселенского патриарха, а другая остается частью РПЦ, стало реальностью, с которой примирились даже оппоненты. В конце концов, массовостью как раз отличались протестные акции против приезда в Украину московских патриархов — но тогда вопрос об автокефалии православной церкви в Украине был еще далек от своего разрешения.
Ну и, конечно, показательна реакция власти. Как Владимир Зеленский ни пытался дистанцироваться от церковных проблем и преуменьшить важность предоставления автокефалии, но сама логика процессов обретения государственности и развития идентичности украинцев оказалась сильнее первоначальных намерений нового президента. И в своем общении с Вселенским патриархом Зеленский ведет себя сегодня примерно так же, как вел бы себя Порошенко, оставайся он во главе Украинского государства.