На самом деле, конечно же, никакого 25-го кадра не существует. Есть только некоторые интересные особенности человеческого восприятия и ушлые люди, зарабатывающие деньги не совсем честно. Разберёмся со всем обстоятельно.
Два мозга
Если предельно упрощать и огрублять (подчеркну — предельно!), то у человека есть два больших отдела мозга — быстрый и медленный. Для удобства их так и называют — быстрый мозг и медленный мозг.
Надо понимать — это разделение используется только как упрощённая модель, позволяющая избежать трат времени на объяснения. В реальности мозг устроен гораздо, гораздо сложнее. Но для наших задач такое разделение — самое то.
Итак, есть два мозга — быстрый и медленный. Быстрый мозг занимается поддержанием работоспособности нашего организма — дыханием, пищеварением, движением и так далее. Он обрабатывает всю информацию, которая нужна нам в, так сказать, фоновом режиме. Например, когда вы идёте, быстрый мозг мгновенно обрабатывает информацию о поверхности, выбирает траекторию движения ноги и балансирует тело, чтобы вы не упали. И всё это — без вашего участия. В современной психологии его работу помечают термином «неосознаваемое».
Медленный мозг ничего такого сделать не может, но это не его задача. Его задача — думать думы. Например, размышлять над новой идеей, пока ноги сами несут куда надо (ну то есть не ноги, конечно, а медленный мозг, который командует ногами). Медленный мозг заточен на речь, выводы, мысли, планы и так далее. Без него мы были бы насекомыми и не больше.
Но при чём же здесь 25-й кадр?
Не слышал, но узналУ человека есть так называемое подпороговое восприятие (оно же сублиминальное). Суть его проста. Наш быстрый мозг добывает огромное количество сигналов, но не переводит их в восприятие. Наш мозг разделяет поступающую информацию на более важную и менее важную. Более важная поступает в медленный мозг, где на её основе принимаются те или иные решения (купить то-то, сходить туда-то).
Менее важная информация остаётся в быстром мозгу и впоследствии используется для решения мелких задач — например, задач на узнавание (знакомое многим «где-то видел, но никак не могу вспомнить, где именно»).
Любопытно, что часто такое узнавание окрашено в положительные тона. Можно даже сказать, что существует правило — всё, что мы воспринимали подпорогово, воспринимается нами положительно, когда мы видим это надпорогово.
Это доказали множеством экспериментов. В одном из них участникам показывали различные пейзажи, между которыми мимолётным видением проскакивали человеческие лица (для медленного мозга участников они были не более чем вспышкой света — настолько кратким было их предъявление). Когда позже участникам показывали уже именно лица с задачей отобрать самые привлекательные, таковыми стали именно те, которые предъявлялись между пейзажами. Напомню, что сознательно участники эксперимента их не видели (т.е. медленный мозг их не успевал распознать; но быстрый мозг отлично справился с этой задачей).
В другом эксперименте участники в наушниках слушали команды и параллельно им транслировали короткие отрывки ярких мелодий. Громкость мелодий была такова, что услышать их было нельзя — они звучали ниже порога слышимости. Однако когда на втором этапе нужно было отбирать понравившиеся мелодии, самыми классными участники, не сговариваясь, называли те, что уже слышали, пусть и в сублиминальном варианте.
Наш быстрый мозг действительно фиксирует куда больше, чем передаёт в мозг медленный — это правда.
Но при этом никакого 25-го кадра не существует.
Масштабное надувательствоПредполагалось, что технология 25-го кадра позволит побуждать людей к покупке. Дескать, покажем людям, они посмотрят да и побегут покупать, роняя шапки. Заманчиво, чего уж говорить.
Однако ни один эксперимент, поставленный корректно, не показал роста продаж, например, газировки или попкорна в кинотеатрах, где в фильм вставляли 25-й кадр (или несколько) с изображениями этих продуктов.
Количество покупок зависело только от количества людей, а видели ли они фильмы с 25-м кадром или нет — ни на что не влияло. То есть вообще никаких эффектов, связанных с продажами/покупками, не было, совсем никаких.
Любопытно, что группа из университета Неймегена (Голландия) под руководством Йохана Карреманса, установила, что сублиминальные воздействия всё-таки работают.
Но… «Лишь тогда, когда то, что пытаются внушить, соответствует намерениям и желаниям объекта внушения». А самое главное, в экспериментах этой группы участники не покупали что-либо, а просто выбирали тот или иной товар.
Наконец, в этих экспериментах не была установлена длительность влияния подпорогового воздействия 25-го кадра (строго говоря, и самого кадра-то не было; испытуемые не смотрели кино). А эффекты подпорогового прайминга давно известны в психологии.
При этом, несмотря на обильные доказательства бессилия технологии 25-го кадра, её использование запретили на законодательном уровне во многих странах, ходили слухи, что эту технологию использовали при выборах президента США. В общем, создаётся впечатление серьёзной технологии.
Однако это просто умелый маркетинг хорошей гипотезы. Джеймс Вайкери, видимо, знал об экспериментах с сублиминальным восприятием и решил, что такое должно работать и в рекламе. Увы, он сфабриковал результаты своих экспериментов, чтобы создать видимость сверхэффективной технологии. Ну, бывает.
Так что никакого двадцать пятого кадра нет, есть лишь подпороговое восприятие, которое, конечно, влияет на человека, но совсем не так круто, как это обещал Вайкери. Не волнуйтесь, двадцать пятый кадр с вами ничего не сделает — вас обманывают другими, более надёжными способами.
Павел Зыгмантович