"Вторжение в Афганистан сопровождали два мифа" - Юрий Христензен

"Вторжение в Афганистан сопровождали два мифа" - Юрий Христензен

Первый - "Если бы не мы, то тут бы стояли солдаты НАТО!" Мол, НАТО в Афганистане хотело "разместить ракеты в подбрюшье СССР". А советские войска в последний момент успели этому помешать.

Второй миф - "Мы помогаем афганскому народу!" Не нападаем, а защищаем от душманов. Душманы - афганцы, воюющие с советской армией. Мы защищаем афганцев, которые согласны быть с СССР, от афганцев, которые этому сопротивляются.

А что было на самом деле? Действительно ли Афганистан угрожал СССР, а советские войска действовали "вынужденно в последний момент"? И как изменилось отношение большинства афганцев к Стране Советов в результате "советской помощи"?

--

Валерий Харазов - руководитель группы партийных советников в Кабуле, 1978 год:

"Отношение к русским было тогда [1978 г.] прекрасным. «Шурави» [советские] считались друзьями. Незнакомые люди прямо на улице приглашали нас в гости. Но после ввода войск у афганцев коренным образом изменилось отношение к русскому человеку."

--

Генерал Александр Ляховский - помощник руководителя оперативной группы МО СССР в Афганистане 1987-1989:

"Амина [главу Афганистана] в общей сложности пытались убить пять раз. Два раза его хотели застре­лить, еще два раза отравить. Советские снайперы из спецотряда КГБ «Зенит» подстерегали президента Амина на дороге, по которой он ездил на работу. Но акция не удалась, потому что кортеж проносился с огром­ной скоростью.

С отравлением тоже ничего не получилось. Стакан кока-колы с отравой вместо него выпил племянник - Асадулла Амин, и тут же в тяжелейшем со­стоянии был отправлен в Москву. Асадуллу вылечили, потом посадили в Лефорто­во. Его пытали, чтобы заставить дать показания против Амина. Он проявил твердость и ничего не сказал. Его отправили и в Афгани­стан, а там казнили.

На заседании политбюро ЦК КПСС 6 декабря 1979 года приняли решение отправить «для охраны рези­денции Амина» отряд спецназа ГРУ [мусбат] «в униформе, не раскрывающей его принадлежность к Вооруженным Силам». Этот батальон вместе с чекистами взял штурмом дворец Амина, убив его самого и его семью."

--

Генерал армии Махмут Ахметович Гареев. С 1974 по 1989 год на руководящих должностях в ГШ ВС СССР. В 1989-1990 гг. Главный военный советник президента Афганистана.

"19 декабря 1979 года с подмосковного военного аэропорта Чкаловский отправили в Афганистан «мусульманский батальон» [мусбат]. Его разместили рядом с резиденцией Амина с задачей охранять прези­дента братского государства.

Подготовкой операции в Кабуле руководили генералы КГБ. Они доложили в Москву, что уничтожить Амина и заменить его Кармалем невозможно без поддержки армии. Поэтому 25 декабря в Кабул была переброшена 103-я гвардейская воздушно-де­сантная дивизия.

Бабрак Кармаль, находившийся под охраной офицеров девятого управления КГБ, ждал своего часа. 27 декабря Амин устроил у себя торжественный обед. С помощью повара-узбека, рабо­тавшего в президентском дворце, Амину дали отравленную пищу.

Прежде чем Амин потерял со­знание, он попросил советского посла прислать врачей - своим не доверял. А посол и не подозревал, что КГБ проводит за его спиной спецоперацию в Кабуле. Советские врачи спасли президента только для того, чтобы его через несколько часов расстреляли спецназовцы. Они же в горячке боя убили и одного из советских врачей."

--

Федор Ильинский - во время штурма дворца Амина был в составе группы «Зенит» [спецотряд КГБ СССР].

"За час до штурма дворца из посольства привезли несколько бутылок водки, из традиционного рас­чета - одна на троих. Дали каждому по узкому бинту, из которого следовало сделать нарукавную повязку на левой руке. Наконец раздалась команда: «По машинам!» Мы быстренько выпили и заняли свои места в БTPax. Настроение у всех было приподнятое.

Спецназ КГБ и ГРУ штурмом взяли дворец Ами­на, оборону которого создавали офицеры девятого управления КГБ. Приказ был простой: убить Амина, пленных не брать. При штурме дворца погибло большое количество афганцев, ко­торые, умирая, не могли поверить, что их убивают лучшие друзья.

До последней секунды не верил в это и президент Амин. Его убили вме­сте с пятилетним сыном, которого Амин увидел, плачущего, в коридо­ре, обнял и прижал к себе. Застрелили и других его сыновей. Дочь Амина была ранена в обе ноги. Ее, как и всех родственников убитого президента, посадили в тюрьму.

Во дворец доставили бывшего министра госбезопасности Афганистана. Он опознал тело убитого Амина. Рассказывают, что Амину отрезали голову и в полиэтиленовом пакете доставили в Москву - отчитаться о проделанной работе."

--

31 декабря 1979 года генералы Кирпиченко и Дроздов доложили Андропову об успешно проведенной операции. Андропов обещал всех наградить и приказал участникам акции все забыть, а документы, связанные с убийством Амина, уничтожить.

Через месяц после ввода войск в Кабул прислали группу руководителей средств массовой информации. Зампредседателя АПН Карен Арменович Хачатуров спросил советского посла о связях убитого Амина с ЦРУ. - Амин - такой же агент ЦРУ, как Берия - агент британской разведки, - буркнул посол.