В 1973 году Владимир Высоцкий приехал в Новокузнецк. Кстати, как раз в эти же самые числа – с 4 по 8 февраля. Поездка, каких у Высоцкого было немало. Но именно эта закончилась большим скандалом и привела к судебному разбирательству.
7 февраля 1973 г., Новокузнецк, редакция газеты «Металлург». Автор фото: Владимир Богачёв
…Новокузнецкий драмтеатр имени Серго Оржоникидзе существовал тогда скромно, если не сказать бедно. Бывало, оказывается, в счастливые советские годы и такое. Но предприимчивые люди имелись и в эпоху застоя. Так вот директор театра Даниэль Барац нашел замечательный способ поправить материальное положение своего учреждения. И пригласил на гастроли самого Высоцкого. Поскольку помимо всесоюзной славы артист имел также и репутацию полулегального исполнителя, кандидатуру пришлось согласовывать в обкоме партии. И обком дал добро!
7 февраля 1973 г., Новокузнецк, редакция газеты «Металлург». Автор фото: Владимир Богачёв
Оставалось согласовать финансовые условия выступлений. Там был один тонкий момент. Как исполнителя песен театр Высоцкого нанять не мог. Но мог нанять как актера. А концерты оформить как спектакли. Так и сделали, назвав все это спектаклем «Драматическая песня». С Высоцким приехал артист Виталий Войтенко. С Высоцким приехал артист Виталий Войтенко, один из первых его импресарио. Участие которого предполагалось как партнёра Высоцкого по сцене.
В Новокузнецком драмтеатре. Автор фото: Владимир Богачёв
А там, на сцене, между песнями щли разговоры о театре и кино, которые по сценарию назывались «интермедиями», и формально получалось некое представление.
В Новокузнецком драмтеатре. Автор фото: Владимир Богачёв
Новокузнецкий драмтеатр. После концерта, с фотографом В.Е. Богачёвым
Новокузнецкий драмтеатр. После концерта. Автор фото: Владимир Богачёв
По договору Высоцкий должен был выступать в Новокузнецке четыре дня и дать 17 спектаклей, то есть концертов. Между прочим занятное совпадение. Мы упоминали о его поездке в Северодонецк и там он тоже был четыре дня и тоже дал семнадцать концертов. То есть для Высоцкого в таком фантастическом графике не было ничего необычного. Но на этот раз бдительные товарищи не оставили это без внимания. Все началось с заметки в «Советской культуре», которая вышла 30 марта 1973 года и называлась «Частным порядком».
В том же номере «Советской культуры» редакция провела нечто вроде журналистского расследования. И в Росконцерте сообщили, что выступления были организованы «частным порядком», официально не согласованы, что артист Высоцкий не имеет права выступать с концертами как вокалист, назвали это «незаконной предпринимательской деятельностью» и подвели итог:
«Так произведена была купля и продажа концертов, которые не принесли ни радости зрителям, ни славы артисту».
***
Эта песня прозвучала у нас неслучайно. После публикации в «Советской культуре» чиновничий маховик стал вращаться, и помимо прочего, Владимира Высоцкого обвинили еще и в плагиате. Мол, песню «Человек за бортом» написал вовсе не Высоцкий, а Евгений Евтушенко! И если бы только это! Песня «Я не люблю» оказывается положена на стихи Андрея Вознесенского. Да еще артист Высоцкий якобы приписал своему авторству военные стихи Семена Гудзенко, которые читал со сцены.
7 февраля 1973 г., Новокузнецк, редакция газеты «Металлург». Автор фото: Владимир Богачёв
Во время бухгалтерской проверки театра, изучая договоры, заключенные с Высоцким, и пытаясь сопоставить это со сценарием выступления, проверяющие , не зная творчества ни Высоцкого, ни Евтушенко, ни Вознесенского с Гудзенко, сами все и перепутали.
Читать документы по Новокузнецкому делу >>>
(Впервые опубликовано кемеровским журналистом В.Плющевым в 1990 г. в альманахе «Провинция»)
7 февраля 1973 г., Новокузнецк, редакция газеты «Металлург». Автор фото: Владимир Богачёв
По договору Высоцкий получал деньги не только за выступления, но и отдельно как автор стихов и музыки. И ему поставили в вину, что все произведения, проданные Новокузнецкому театру, он до этого уже продавал другим театрам и записывал их на грампластинки.
Но, во-первых, в данном случае касалось это лишь нескольких песен, а отнюдь не всей программы. А во-вторых, в договоре нигде и не указывалось, что ему платят за новые, специально написанные песни.
В Новокузнецком драмтеатре. Автор фото: Владимир Богачёв
Новокузнецкий драмтеатр. С врачом А.С. Коллеговым. Автор фото: Владимир Богачёв
Однако все это было не так важно, поскольку задачи во всем объективно разобраться не стояло, а стояла задача наказать Новокузнецкий театр за то, что он позволил выступать на своей сцене Высоцкому и прищучить самого Высоцкого. 24 апреля «Советская культура» написала:
Итог таков. За время гастролей в Новокузнецке Владимир Высоцкий заработал 3693 рубля 50 копеек. Огромные для советского человека деньги. Но государственный театр получил за 15 выступлений более 41 тысячи рублей – сумма вообще космическая. Так о каком ущербе самому государству может идти речь?
Но дело было передано в следственные органы. Исследователь творчества Высоцкого Сергей Жильцов сообщает, что уже в апреле, после выступлений «Советской культуры» Высоцкий был вынужден писать объяснения непосредственно в ЦК КПСС, причем на имя сразу нескольких высокопоставленных партийных деятелей, надзиравших за культурой. В июне в московском Управлении культуры Владимир Семёныч прослушал так называемые «разъяснения о порядке проведения концертов в СССР». Но и на этом все не закончилось. В 20-х числах июля того же 1973 года состоялся суд и Высоцкому всё-таки пришлось выплатить штраф в 900 рублей.
И по сей день всех подробностей этой истории мы не знаем. Это вообще характерная ситуация, когда мы касаемся страниц биографии Высоцкого. Даже изучая хрестоматийные эпизоды постоянно обнаруживаешь разночтения и белые пятна. Ведь и точное число концертов в том же Новокузнецке до сих пор неизвестно. Кто-то говорит о 15, кто-то о 16, кто-то о 17, как было в договоре с театром.
Известно только, что всю программу выполнить не удалось. В предпоследний день во время выступления, видимо от перенапряжения, у Высоцкого пошла горлом кровь и какие-то выступление пришлось все-таки отменить.
Зато он как будто успел дать еще отдельное выступление в Междуреченске, причем не один, а совместно со знаменитым нашим актером Львом Дуровым, который в эти же дни тоже оказался в тех краях.
Ну, а эмоциональной кульминацией поездки для самого Высоцкого был поход на Новокузнецкий металлургический комбинат. Сталевары были в восторге, а Высоцкий как всегда интересовался всем, что видел вокруг.
(На Кузнецком металлургическом комбинате) Автор фото: Владимир Богачёв
По воспоминаниям очевидцев:
– Говорил просто. Держался свободно. Спрашивал по уму. Интересовался разными деталями. Чувствовалось надо ему, для песни ли, для роли ли, но надо.
– Когда сталь подоспела. Высоцкий посмотрел в гляделку. Пожал плечами недоумённо и говорит: Надо же! Кипит! Как борщ в кастрюле.
(На Кузнецком металлургическом комбинате) Автор фото: Владимир Богачёв
Я благодарю за помощь в подготовке материалов для этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс», а также Валерия Басина, Александра Петракова и Вадима Дузь-Крятченко.
Ну а закончим мы эту главу песней, которую Владимир Семёныч исполнял крайне редко, но именно в Новокузнецке спел со сцены драмтеатра имени Серго Оржоникидзе:
Архивные материалы для сайта подготовлены Александром Ковановским, Игорем Рахмановым, Олегом Васиным.
Фотографии предоставлены председателем «Сибирского фонда Высоцкого» Анатолием Олейниковым (г. Новосибирск).
При подготовке программы использованы материалы из книги Марка Цыбульского «Жизнь и путешествия В. Высоцкого».