Яркая жизнь Николая Еременко-младшего

Яркая жизнь Николая Еременко-младшего

27 мая 2001 г. ушел из жизни один из самых харизматичных актеров Николай Еременко-младший. На тот момент ему было всего 52 года. Зрителям он запомнился по фильмам «Красное и черное», «Тридцать первое июня», «В поисках капитана Гранта», «Пираты ХХ века» и «Тесты для настоящих мужчин». Он и сам всю жизнь словно проходил такие тесты, доказывая и себе, и окружающим, что может называться мужчиной с большой буквы. Казалось, судьба испытывала его всеми соблазнами, какие только могут быть, – деньгами, славой, невероятным успехом у противоположного пола – и не из всех этих испытаний ему удавалось с честью выходить.


Многим он казался настоящим баловнем судьбы. Николай Еременко родился в День влюбленных – 14 февраля 1949 г. и, казалось, с рождения был обречен на любовь и обожание всех окружающих. Его родители были актерами, и Николай, что называется, «вырос за кулисами». Он без труда поступил во ВГИК, хотя многие говорили о том, что это произошло только благодаря тому, что его отец Николай Еременко был известным актером. Во время учебы он был одним из любимых учеников Сергея Герасимова, попасть к которому мечтали многие студенты. Но к учебе Николай относился без энтузиазма, часто прогуливал занятия, получал выговоры и переходил на следующий курс «условно». Тем не менее еще в студенческие годы он начал сниматься в кино, и ему доставались роли, о которых другие могли только мечтать. Так, в 1969 г. он снялся у Герасимова в фильме «У озера», где его партнером по съемочной площадке был Василий Шукшин.

Успех и популярность пришли к нему достаточно рано, в кино за ним закрепилось амплуа героя-любовника, который без труда покоряет женские сердца. Впрочем, так было и за переделами съемочной площадки. По статному мужественному красавцу вздыхала половина женского населения страны. Слава и толпы поклонниц вскружили ему голову. Позже Еременко признавался: «В молодости, завоевывая свое жизненное пространство, свою творческую нишу, питаемый негативной энергией комплекса провинциала, я сделал очень много ошибок: был злым, заносчивым, высокомерным. Люди стали относиться ко мне настороженно. Многие просто уходили от контакта. Это стало серьезно мешать. В то время, когда надо было приобретать друзей, я их терял. Но те, кто меня хорошо знал, относились ко мне все-таки по-другому…».


К концу 1970-х гг. Николай Еременко был уже достаточно известным актером, но всесоюзная популярность обрушилась на него после выхода фильма «Пираты ХХ века». Тогда еще у нас не снимали боевиков, и этот фильм стал одним из первых в этом жанре. Актер удивлялся, почему такой фурор производит не «Красное и черное», к примеру, а фильм, в котором его герой только бегает, прыгает, дерется и плавает. Но многим зрительницам этого было достаточно, чтобы потерять голову от первого советского супергероя. «Моя внешность – это инструмент, на котором я играю. Это самое дорогое, что у меня есть. Значит, должен серьезно следить за тем, как выгляжу. Мне было бы просто стыдно обнажать бесформенное тело. Мужик должен чувствовать свои мышцы – от этого зависит его психологическое состояние, внутренняя сбалансированность… В молодости я занимался многими видами спорта, и дзюдо, и каратэ, но недолго и несерьезно. Я все как-то успевал совмещать: и съемки, и спорт, и друзей, и девочек, и бессонные ночи… Я же актер, мне надо все про моих героев знать, а для этого надо все испытать на своей шкуре… Главное, вовремя остановиться», – говорил Еременко.

Фильм вызвал неоднозначную реакцию: критики разнесли его в пух и прах, в газетах «Пиратов…» обвиняли в подражании Западу, Брежнев пересматривал их по несколько раз, Николая Еременко признали лучшим актером 1981 года по результатам опроса журнала «Советский экран», а сам он был озадачен: «С одной стороны было радостно, а с другой – как-то не по себе… Да и для любителей «Красного и черного» это был шок. Я получал гневные письма: «Как вам не стыдно?! Как вы могли так низко пасть с высот искусства?». А с другой стороны, детские послания: сплошной восторг и просьбы выслать инструкции по каратэ».


Николая Еременко часто называли высокомерным, заносчивым и самовлюбленным, на что он отвечал: «Да, конечно, человек просто обязан себя любить, а иначе он ничего не достигнет в жизни. К актерам это особенно относится. Любовь к себе помогает сохранять уверенность в своих силах, держаться в форме. Если ты закомплексован, ты не способен на поступок. Я призываю всех: любите себя!».

Актер всегда пользовался невероятным успехом у женщин. Поклонницы дежурили у него в подъезде, обрывали телефон, засыпали письмами, а однажды одна из них явилась к нему домой с чемоданом: «Вы – секс-символ, я хочу с Вами жить!». Он был официально женат всего один раз, но параллельно с первым браком у него появилась гражданская жена, которая родила ему дочь. А последние годы жизни он провел с девушкой, которая была моложе него на 18 лет. Тем не менее Еременко неоднократно заявлял о том, что считает себя одиночкой, не созданным для семейной жизни.

Несмотря на прекрасную физическую форму, Еременко не скрывал того, что не является сторонником здорового образа жизни: «Я по своей натуре русский человек. И потому могу заложить такой крутой вираж, что никому мало не покажется… И, кстати, алкоголь дает иногда некие озарения и иллюзию приближения к истине. Только вот эта истина получается какой-то очень похожей на увеличительное стекло, которым дети выжигают на солнышке. Оно вроде и приближает, но и выжигает одновременно. Вот об этом эффекте нельзя забывать никогда. Нет, алкогольной зависимости у меня нет, хотя погулять я могу долго. Правда, с возрастом стало тяжелее выходить из этого состояния».


Эти слабости и пристрастия имели для актера роковые последствия. Когда у него случился инсульт, он запретил гражданской жене тут же вызвать «скорую» – выпил накануне и не хотел обращаться к врачам. А когда они приехали, было уже поздно, спасти его не удалось. Его мать говорила, что в последние 10 лет у него словно был включен режим самоуничтожения – после развала советского кинематографа в начале 1990-х гг. у него будто бы произошел внутренний надлом, он начал выпивать, и организм не выдержал. Однокурсница Николая Еременко Нина Маслова считала, что он сам приблизил свой уход: «Маска героя приросла к нему, он ни на минуту не мог расслабиться даже в дружеской компании, переломить свою гордыню и признаться, что слаб, переживает и не все ему по плечу в этой жизни. Я думаю, его психика не выдержала этого напряжения».

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/270518/39105/