За кадром «Обыкновенного чуда»

За кадром «Обыкновенного чуда»

С момента съемок фильма-сказки Марка Захарова «Обыкновенное чудо» прошло уже 40 лет, большинства актеров, к сожалению, уже нет в живых, но эта трогательная история по-прежнему актуальна и многих современных зрителей заставляет поверить в то, что чудеса иногда случаются. Хотя во время съемок случалось немало совсем не сказочных происшествий, которые могли бы привести к драматическим последствиям.


Когда режиссер приступил к съемкам, он уже знал, кто должен исполнить главные роли. В образе Волшебника Марк Захаров видел только Олега Янковского. И его кандидатуру, и Евгения Леонова на роль Короля руководство «Мосфильма» тут же одобрило. Но когда начались съемки, у Янковского случился сердечный приступ, и актер оказался в реанимации. Он предлагал режиссеру взять вместо него другого актера, но Захаров решил приостановить съемки и ждать, пока Янковский выйдет из больницы. И для актера это решение стало судьбоносным – позже он говорил, что именно благодаря работе с Захаровым в «Обыкновенном чуде» позже сыграл у него Мюнхгаузена и другие знаковые роли.

А вот кандидатура Александра Абдулова на худсовете вызвала сомнения – на тот момент он был начинающим актером и еще не заслужил всенародного признания. Конкуренция была очень серьезной – среди претендентов были Евгений Герасимов, Валерий Шальных, Игорь Костолевский. Последнему действительно часто доставались роли, на которые проходил пробы Абдулов. Поэтому, когда Захаров его пригласил поучаствовать в кинопробах, актер ответил: «С удовольствием. Потому что пробуюсь всегда я, а снимается все равно Костолевский». Но Марку Захарову удалось отстоять его кандидатуру и утвердить на главную роль.


Абдулов гордился этой работой и считал себя обязанным Марку Захарову. «Попасть мне, мальчишке, в такую компанию, в которой были Леонов, Янковский, Соломин, Купченко, Миронов, Симонова – дикое количество удивительных актеров, – это очень дорогого стоило! И то, что я не потонул в этом потоке, – их заслуга. Они меня, наверное, пожалели просто. А могли бы «растащить одеяло» в разные стороны, и я бы оказался на дне. Но эта команда помогала мне, и что-то у меня вышло... Это такой отдельный кинематограф, который изобрел Марк Захаров», – говорил актер.

Во время съемок Абдулов отказывался от помощи дублеров и многие опасные трюки выполнял самостоятельно. Однажды это едва не обернулось трагедией. Актер рассказывал: «Помните, есть в картине такой эпизод: мой герой на полном скаку влетает под каменную арку, цепляется за нее руками и подтягивается. Снимаем первый дубль. У меня получилось все и сразу, за исключением одного существенного момента. Я пустил лошадь во весь опор, схватился за выступ арки и… не подумал о том, что ноги из стремян хорошо бы вытащить. Народ на площадке вдохнул и дружно ахнул. Лошадь на приличной скорости протащила меня, безнадежно застрявшего в стременах, волоком несколько десятков метров. После этого происшествия все были уверены, что теперь-то уж я сам попрошу дублера. Но не на того напали – я сделал трюк! Потом я еще не раз сталкивался с «лошадиными» сценами и снова работал без дублера».

На роль Принцессы тоже проходили пробы несколько актрис, среди которых были Вера Глаголева, Марина Яковлева, Лариса Удовиченко, Евгения Глушенко. В кандидатуре Евгении Симоновой режиссер сомневался, но все сомнения развеялись, когда он увидел актрису на съемочной площадке. Правда, однажды съемки из-за нее все-таки пришлось приостановить – актриса органически не переносила оружия и никак не могла выстрелить из пистолета. После долгих уговоров она все-таки нажала на курок, но при этом зажмурилась, что видно в кадре. Евгения Симонова блестяще справилась со своей ролью, не подозревая о том, что это сыграет с ней злую шутку: после этого фильма все режиссеры видели ее исключительно в таком амплуа и не предлагали разноплановых ролей.

После инфаркта снимался и Евгений Леонов, без которого режиссер также не представлял этого фильма. Нередко он импровизировал на площадке и предлагал свои версии тех или иных сцен. Чаще всего Захаров прислушивался к его советам, но однажды сделал по-своему и оказался прав. Леонов советовал ему вырезать эпизод, в котором Король машет рукой, приветствуя народ так, как это делали тогда члены Политбюро на трибуне Мавзолея. Однако именно в этой сцене цензура крамолы не усмотрела.

Зато сомнения вызвали многие другие эпизоды. Так, цензура не хотела пропускать песню о воробушке и бабочке, которая «крылышками бяк-бяк-бяк-бяк». В ней заподозрили сексуальный подтекст – мол, зачем же еще воробей преследует бабочку, наверняка с непристойными намерениями. Песню удалось оставить только благодаря тому, что Захарову удалось убедить цензоров в «гастрономическом» смысле преследований бабочки. Немаловажную роль сыграло и то, ее исполнял знаменитый Андрей Миронов, которого любили даже цензоры. А вот фразу «Стареет наш королек» пришлось вырезать из-за слишком явных ассоциаций со стареющим Брежневым.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070318/38102/