В ночь с 29-го на 30-го июня 1991 года в Ново-Огарёво прошла тайная встреча между Горбачевым (президент СССР), Ельциным (президент РСФСР) и Назарбаевым (президент КССР) по поводу подписания союзного договора. Договорились, что Крючков (КГБ), Пуго (МВД), Павлов (премьер) и другие реакционеры из правительства будут убраны, и премьером станет Назарбаев.
Ельцин предложил продолжить на воздухе, потому что боялся прослушки. И прослушка действительно была. После провала ГКЧП следователи обнаружили в кабинете Болдина (руководитель АП) два огромных сейфа, заполненных стенограммами КГБ разговоров советских политиков и чиновников, записанных в кабинетах, квартирах, в бане и даже на теннисном корте.
5 августа 1991-го, на следующий день после отъезда Горбачева в Форос, состоялась другая тайная встреча. В ней приняли участие Крючков (КГБ), Язов (МО) и другие будущие члены ГКЧП. Обсуждали договоренности Горбачева-Ельцина-Назарбаева о создании ССГ без шести республик СССР. Заодно поговорили о планах их увольнения после подписания союзного договора.
Все события августа 1991-го крутились вокруг Договора о создании ССГ, который планировался на 20-е число. Часть советских функционеров видела в этом возможность получения новых полномочий. Часть боялась потерять свои посты. Обе части руководствовалась имперскими амбициями и хотели сохранить СССР, но видели разные способы реализации этих планов.
Те, кого мы называем "демократами", понимали, что прямое использование армии для удержания "мятежных" республик приведет к введению санкций и краху и без того рушащейся экономики. В их планах было удержать то, что есть, с помощью подписания союзного договора, а в остальных республиках гибридными методами организовать "сепаратизм наоборот".
При "демократе" Горбачеве КГБ подогрел сепаратизм в Нагорном Карабахе, организовал погромы, а затем ГШ провел там "миротворческую операцию". Это стандартный прием, когда Кремль разжигает конфликт, а потом становится "защитником" одной из сторон. В результате обе республики потеряли часть суверенитета и на долгие годы стали зависимы от Кремля.
При Горбачеве председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов прямо грозил президенту Молдовы: "Не подпишешь союзный договор, получишь Приднестровье и Гагаузию." При "демократе" Ельцине эти планы были воплощены в жизнь. При нем же аналогичные зоны замороженных конфликтов были созданы Кремлем на территории Абхазии и Южной Осетии.
Командир рижского ОМОНа, руководивший во время ГКЧП убийствами в Риге, потом стал "главой МГБ" в непризнанном Приднестровье. В 2014-м он же создавал "МГБ" в Донецке. Это примеры "сепаратизма наоборот", когда из тела бывшей союзной республики выгрызается территория, которая "хочет быть с Россией!" Технология отработана в десятках "послевоенных" войн.
Единственное, что не приходило в голову обитателям Кремля, это равноправное взаимовыгодное сотрудничество с бывшими советскими республиками, отказавшимися войти в состав ССГ. Вместо этого были организованы гибридные конфликты - военная пропаганда, засылка отрядов вооруженных инсургентов и "миротворческие усилия" в пользу "сепаратистов наоборот".
Россия - единственная страна, в которой глава государства прячется за стенами средневековой крепости. В его голове границы крепости распространяются за пределы государственных границ. И это не только проблемы российской элиты. Страна с самой большой территорией одновременно является страной с самыми высокими заборами. А забор - это от слова "забирать".