Застенчивость люди часто называют одним из своих нежелательных качеств, мешающей чертой характера. «Все время боюсь допустить ошибку», «Не могу сказать слова на публике», «Робею перед начальством», «От смущения каменею на свиданиях…». Что кроется за стеснительностью, можно ли от нее избавиться — и нужно ли это делать?
Что такое стеснение? Это страх перед неодобрением со стороны другого человека, предположительно большого, наделенного властью и очень значимого (в глазах стесняющегося). Того, у кого есть право и даже обязанность раздавать оценки и выносить суждения. Неважно, в чьем лице вы видите эту учительско-родительскую роль — симпатичного мужчины или женщины, начальника, свекрови, хозяйки съемной квартиры или собирательного образа «людей», которые «посмотрят и неизвестно что подумают». Но в этот момент над вашей жизнью строгой тенью нависает Большой Другой и выносит оценки, от которых напрямую зависит что-то существенное: ваша репутация, зарплата, личная жизнь или популярность.
Сейчас придут и накажут
Стеснение — взгляд снизу вверх, с позиции ребенка. Страх оценки, позора, провала, за которым последует некая катастрофа. В нашем обществе принято воспитывать детей стыдом и страхом. «И не стыдно тебе сдавать Марье Петровне такую грязную тетрадь?». «Вот люди услышат, как ты с матерью разговариваешь, и поймут, какая ты на самом деле злая». «Будешь себя так вести, отдам дяде». Застенчивы дети очень строгих, непоследовательных или абьюзивных (пьющих, бьющих, кричащих) родителей. Вести себя тише воды, ниже травы в детстве было залогом спокойной обстановки в доме, а то и выживания. Во взрослом возрасте боязливость закрепляется как испытанный способ избежать неприятностей.
Способ работающий — но, к сожалению, очень сковывающий. Люди начинают считать привычную скромность проблемой, когда осознают, что она в чем-то стала им жать, ограничивать. Оказывается, что на работе нужно уметь отчитываться начальству о своих достижениях, и на собеседованиях принято хвалить себя, не стесняясь. На свидании тоже хорошо бы иметь возможность рассказать что-то интересное, а для этого нужно чувствовать себя уверенно. На вечеринке возник интересный разговор, и есть что добавить — но вдруг включается детская программа «Не перебивай, не видишь, взрослые разговаривают!». И неважно, что по паспортному возрасту вы давно сравнялись с остальными участниками диалога — внутренний ребенок в страхе сжимается. Нельзя перебивать старших.
Обратная сторона застенчивости
Любопытно, что у застенчивости есть теневая, обратная сторона. Это подростковая, максималистская вера в то, что совершенство существует, и его можно достичь. И вы обязательно достигнете, когда перестанете делать ошибки. Совсем. Когда вы, наконец, добьетесь того, что перестанете случайно ляпать глупости, ваши колготы никогда не пустят «стрелку», макияж всегда будет ровным, обувь чистой, дела в безупречном порядке, а квартира — в чистоте. Тогда… что? Честный ответ на этот вопрос звучит примерно так: «Тогда, я надеюсь, меня наконец-то все будут любить».
Сторона противоположная, а медаль та же: вечный дефицит любви и одобрения. О всеобщем поклонении мечтают те, кому с детства остро не хватало обычного тепла и принятия. Эта черная дыра кажется настолько бездонной, что заполнить ее может только любовь от каждого, без неодобрения и малейшей толики неприязни. К слову, когда человек начинает «выздоравливать» от болезненной непереносимости критики, выясняется, что искренней любви партнера и, допустим, нескольких близких друзей вполне достаточно.
Безупречность же скорее отталкивает, чем привлекает. Не потому, что в целых колготах, гладкой прическе или безошибочном знании исторических дат есть что-то плохое. А потому, что человек, стремящийся к абсолютному совершенству, очень скован и скорее сосредоточен на себе, чем на контакте с другими. Вместо искреннего тепла и интереса от него исходит чудовищное напряжение. Внутренне он сканирует обстановку на предмет того, не потерял ли он лицо, хорошо ли выглядит, достаточно ли связно говорит, проявил ли эрудицию. Окружающие улавливают эту скованность и недовольство… И чаще всего относят на свой счет: «Наверное, я не нравлюсь, раз человек рядом со мной так замкнут». Ищущий совершенства, между тем, решает, что раз его снова не любят — значит, он старается недостаточно. Еще не достиг полной безупречности. Получается замкнутый круг.
Где выход?
Путь из этого круга лежит в признании того факта, что мы не управляем эмоциями других людей и впечатлением, которое на них производим. Можем понравиться, а можем и нет — и чаще всего это зависит не от нас. Что, разумеется, не отменяет соблюдения элементарных социальных норм: уместной одежды, бытовой вежливости и правил приличия.
Но все, что лежит за этими рамками, — вне нашей власти. Как бы мы ни старались, мы не заставим других любить нас, уважать как профессионалов или считать интересными, заслуживающими доверия людьми. Придя на собеседование, будет разумно показать свои навыки и знания, а на свидании уместно проявить доброжелательность и интерес к собеседнику. Но когда свое решение принимает вторая сторона, мы никакими стараниями не наколдуем себе положительный результат. Детское магическое мышление приходится оставить, признав, что мы не добьемся любви или одобрения никакими усилиями. И если их не случится, останется лишь смириться с разочарованием и идти дальше.
Эта горькая истина, как ни странно, помогает и меньше робеть, и не так яростно стремиться к совершенству. Могу ли я быть напористой, яркой, обращать на себя внимание и конкурировать? Могу. Могу ли я быть тихой, скромной, мягкой или даже незаметной, если мне так удобно и хочется? Тоже могу. Зависит ли от этого, будут ли меня любить? Нет. Любят разных. Отвергают тоже разных — но отвержение не значит, что вы не заслуживаете любви. Оно лишь показывает, с кем вам не по пути.
Ну, а раз такие важные вещи, как любовь, одобрение и принятие не зависят от того, как вы выступите на сегодняшнем совещании и насколько блестит ваша обувь — может быть, можно немного расслабиться?..