В разных культурах люди по-своему ассоциируют цвета с эмоциями: к примеру, красный – это возбуждающий, зелёный – умиротворяющий, серый – отрешённый … Исследователи решили проверить гипотезу – как на восприятие человека конкретного цвета влияет среда, в которой он живёт? В анализе учёные сосредоточились на жёлтом, который принято ассоциировать с радостью, поскольку этот цвет символизирует солнце, поддерживающее жизнь и обновляющее живительные силы организма, и приятную погоду. Если это так, то данная ассоциация должна быть особенно сильной в странах, где солнечная погода – редкое явление.
В эксперименте приняли участие 6625 человека из 55 стран, различных по географическому и природно-климатическому местоположению. Оценивались такие факторы как расстояние до экватора, количество и интенсивность солнечного света, осадки, продолжительность дня. Как и предполагалось, в соответствии с гипотезой, участники, живущие дальше от экватора и в более дождливых странах, с большей вероятностью ассоциировали жёлтый цвет с радостью.
Так, у жителей Финляндии, где часто отмечается пасмурная и холодная погода, ассоциация достигла аж 87,7%, тогда как в Египте – всего лишь 5,7%. В Соединенных Штатах, где умеренный климат и пейзажи часто «рисуют» янтарные волны зерна, уровень жёлто-радостных ассоциаций колебался между 60% и 70%. Команда также проверила, меняются ли ассоциации с сезоном, например, нравится ли людям в определенной стране жёлтый цвет зимой больше, чем летом. Исследователи обнаружили, что мнения о цвете оставались постоянными в течение года, даже когда погода кардинально менялась.
Таким образом, результаты подтверждают роль окружающей среды и климатических условий в формировании эффективного значения цвета, сообщает Science со ссылкой на научную работу в журнале Journal of Environmental Psychology. Исследование важно для многих областей – как для дизайнерских находок и строительства, так и для медиков, работающих с депрессивными людьми.