4 марта – день памяти знаменитого советского актера, любимца зрителей, народного артиста СССР Евгения Евстигнеева. Уже 27 лет его нет среди живых, но его работы в кино до сих пор пользуются невероятной популярностью. Один из фильмов, который давно стал классикой советского кинематографа – экранизация романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Его сюжет миллионы зрителей знают наизусть, не подозревая о том, что кроме Юрского, Куравлева и Евстигнеева в этом фильме снимался еще и Папанов. Вот только на экранах его никто не увидел – эти эпизоды пришлось вырезать…
Режиссер Михаил Швейцер намеревался экранизировать роман Ильфа и Петрова еще в 1964 г., но целых 2 года ему пришлось ждать от киночиновников разрешения на съемки. В 1966 г. он приступил к работе, но тут возникли новые сложности. В главных ролях изначально Швейцер видел Сергея Юрского и Леонида Куравлева – он уже работал с ними в фильме «Время, вперед!», но в «Госкино» потребовали провести пробы с участием других актеров. На роль Остапа Бендера претендовали Александр Пороховщиков и Владимир Басов. Интересно то, что на пробы приглашали и Арчила Гомиашвили, который позже сыграет Бендера в фильме Леонида Гайдая, но тогда его не отпустили из театра в Грузии. Актер рассказывал: «В то время я в Тбилиси как раз создал театр одного актёра, где – удивительное совпадение – репетировал именно «Золотого телёнка».
В результате роль Остапа Бендера досталась все-таки Сергею Юрскому. Кинокритики по достоинству оценили его работу. Так, М. Долинский и С. Черток писали: «Сергей Юрский – Остап – скептичен, высокомерен, жесток, но он и снисходителен, как его герой, и позволяет себе расчувствоваться, он смеётся не только над другими, но и над собой. С первых кадров, когда, выйдя из провинциального кинотеатрика, Юрский – Бендер совершает насмешливую прогулку по арбатовским улицам и неожиданно позволяет себе шутку с черепом, отнеся его гамлетовским жестом в сторону и промолвив саркастически «бедный Йорик», мы увидели как раз того Остапа, каким его и представляли, – человека, в котором за броней самоуверенного остряка угадывается неприкаянность».
На роль Шуры Балаганова претендовал Вячеслав Невинный, а на роль Михаила Паниковского – Георгий Вицин и Ролан Быков. Но пока последний был в отъезде, Швейцер на пробах попросил своего друга Зиновия Гердта подыграть Вячеславу Невинному, и он оказался настолько органичным в этом образе, что в результате Быкову пришлось отказать. Правда, Гердт поставил свое условие: он не хотел изображать своего героя таким же отвратительным, как в романе, и предложил сыграть эту роль, чтобы у зрителей Паниковский вызывал сострадание. Гердт объяснял: «В моём представлении и Паниковский, и Балаганов – это «детские люди». У Ильфа и Петрова Паниковский смешон и гадок. Мне хотелось показать его иным – смешным и трогательным. Потому что это страшно не приспособленный к миру, одинокий во всей вселенной человек. Его ранит буквально всё, даже прикосновение воздуха. А хитрости его настолько наивны, явны и очевидны, что не могут никому принести серьезного вреда. Лучше всех о нем сказал Остап Бендер: «Вздорный старик! Неталантливый сумасшедший!» Мне было жалко Паниковского и хотелось, чтобы зрители отнеслись к нему с теми же чувствами».
После того, как на роль Паниковского утвердили Гердта, стало ясно, что нужно искать другого актера на роль Шуры Балаганова – в паре с Невинным они не смотрелись. И Швейцер вернулся к идее снимать Леонида Куравлева. Зрители наверняка не знали о том, что в этом фильме сыграл Боярский – вот только не Михаил, а его дядя Николай, который тоже был в свое время известным актером. Ему досталась роль Адама Козлевича – водителя автомобиля «Антилопа Гну».
Роль подпольного миллионера Корейко мог бы сыграть Евгений Леонов, но худсовет предпочел ему Евгения Евстигнеева. Во время съемок в среднеазиатской пустыне произошел забавный случай: снимали очередной дубль сцены, в которой герой Евстигнеева едет на верблюде. Режиссер вдруг заметил, что актер перестал реагировать на его команды. Оказалось, он просто уснул – его укачала неторопливая походка верблюда.
После того, как работа над фильмом была завершена, оказалось, что отснятого материала слишком много даже для двух серий. Цензорам картина показалась неоправданно затянутой, и они потребовали сократить ее. Швейцер решил, что самым безболезненным для сокращения хронометража будет отказ от эпизодов с «Вороньей слободкой» и четой Лоханкиных, – это немного отвлекало от главной сюжетной линии, к тому же цензоры увидели в этой сцене издевательство над интеллигенцией. Роль Васисуалия Лоханкина сыграл Анатолий Папанов, но зрители его так и не увидели – все сцены с ним не вошли в финальный вариант. Фрагмент вырезанного эпизода чудом сохранился, и в 1992 г. был показан по телевидению. Благодаря этому мы и сегодня можем увидеть работу Папанова в этом фильме.
По требованию цензоров также пришлось сократить проход Бендера по Арбатову, переозвучить речь лектора в газоубежище, вырезать фрагмент с одним из выступающих на трибуне во время автопробега, сократить финал, чтобы «подчеркнуть мотив морального краха Бендера и отчётливо прозвучала тема поражения героя в столкновении с большим советским миром».
Сам Юрский тоже понимал трагикомичность своего персонажа: «Если говорить о моей личной трактовке образа, то скажу следующее. В романе ильфа и Петрова есть глава «Командор танцует танго». На мой взгляд, название этой главы определяет всю роль. Остап Бендер жил и «танцевал танго» со всеми его трагическими па. Он пытался прожить жизнь, как танец, но из этого у него ничего не вышло». Режиссер Михаил Швейцер объяснял: «Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую!» Оценить его замысел по достоинству смогли только спустя много лет.