"«Великий американский трамвайный скандал» — одна из полузабытых историй американского урбанизма" - Дмитрий Чернышов

"«Великий американский трамвайный скандал» — одна из полузабытых историй американского урбанизма" - Дмитрий Чернышов

В начале XX века в США была одна из лучших в мире систем электрического трамвая. Более 1200 независимых трамвайных компаний управляли тысячами километров путей. Практически в любом американском городе можно было быстро и дешево добраться из одного конца в другой на трамвае. Электрические трамваи были экологичными, вместительными и ходили по выделенным путям, не создавая пробок. Они способствовали развитию «трамвайных пригородов» — компактных районов, где люди могли жить без личного автомобиля.

Но к 1930-м годам автомобильная промышленность набрала огромную мощь. Для ее дальнейшего роста трамваи были главным препятствием. Они занимали место на улицах и, что самое главное, — снижали потребность в покупке личного автомобиля.

Тогда несколько гигантских американских корпораций целенаправленно уничтожили эффективную и популярную систему общественного транспорта в десятках американских городов, чтобы расчистить дорогу для своей продукции: автомобилей, автобусов, бензина и шин.

В 1936 году была создана холдинговая компания National City Lines (NCL). Ее финансировали:

General Motors: Крупнейший автопроизводитель, который также производил автобусы.

Firestone Tire and Rubber Company: Производитель шин.

Standard Oil of California (ныне Chevron): Нефтяная компания.

Phillips Petroleum (ныне ConocoPhillips): Нефтяная компания.

Mack Trucks: Еще один производитель автобусов.

National City Lines (и ее дочерние компании) начинала массово скупать частные трамвайные компании по всей стране. Они скупили их в 45 городах, включая Лос-Анджелес, Балтимор, Окленд, Солт-Лейк-Сити. Сразу или спустя несколько лет после покупки новой трамвайной сети NCL делала три вещи:

— Демонтировала рельсы: Пути разбирались, часто посреди ночи, и сдавались на металлолом. Контактная сеть срезалась.

— Сжигала трамвайные вагоны: Знаменитые, надежные трамваи, которые могли служить еще десятилетия, сгонялись на свалки и сжигались.

— Заменяла трамваи на автобусы: На место трамваев на те же маршруты выводились автобусы производства General Motors, которые работали на бензине от Standard Oil и ездили на шинах от Firestone.

Горожане были в ярости. Автобусы были менее комфортными, медленными (стояли в пробках), загрязняли воздух и имели меньшую вместимость. Но выбора у них уже не было. Эффективная система общественного транспорта была уничтожена.

В 1947 году эта деятельность привлекла внимание федерального правительства. Против General Motors, Firestone, Standard Oil и их руководителей было возбуждено уголовное дело. Их обвиняли в сговоре с целью монополизации рынка автобусов и сопутствующих товаров.

Дело разбирали довольно долго, но в 1949 году суд вынес вердикт:

По главному обвинению (монополизация рынка автобусов) — компании были оправданы.

Но по второстепенному обвинению (сговор с целью контроля над рынком шин и топлива для этих автобусных компаний) — были признаны виновными.

Наказание было анекдотичным: General Motors была оштрафована на $5 000.

Глава GM, Альфред П. Слоун-младший, который курировал всю схему, был оштрафован на $1.

Историки спорят до сих пор — был ли это «заговор»?

Аргументы «ЗА» (это был циничный заговор):

— Суд установил, что сговор с целью заставить купленные автобусные компании использовать только продукцию GM, Firestone и Standard Oil действительно был.

— Действия NCL были слишком системными и одинаковыми во всех городах, чтобы быть случайностью. Они не пытались модернизировать трамвайные сети, а целенаправленно их уничтожали.

— У всех участников был прямой финансовый интерес в замене электрического трамвая на автобусную систему, полностью зависимую от их продукции.

Аргументы «ПРОТИВ»:

— Некоторые историки утверждают, что трамвайные компании к 1930-м годам и так уже находились в глубоком кризисе. Великая депрессия сильно ударила по ним.

— Сами американцы активно пересаживались на личные автомобили, которые стали символом свободы и процветания. Общественный транспорт начал казаться чем-то для «бедных».

— Мэрии многих городов сами хотели избавиться от трамвайных путей, чтобы расширить улицы для растущего автомобильного трафика.

Истина, возможно, находится где-то посередине. GM и партнеры были не столько убийцами, сколько «стервятниками». Они не убили здоровую отрасль, а просто добили и расчленили уже умирающую, чтобы извлечь из этого максимальную выгоду. Но «Великий американский трамвайный скандал» — это не выдумка. Был реальный, установленный судом картельный сговор с целью монополизации поставок для общественного транспорта.

Возможно, сговор стал лишь катализатором, который ускорил уже идущий процесс — закат общественного транспорта и триумфальное воцарение автомобиля в американской культуре. Корпорации не создали этот тренд, но они они им воспользовались, навсегда изменив облик американских городов и сделав их заложниками автомобиля.