11 октября 2016 года президент Пётр Порошенко отчитался о первых результатах реформы децентрализации

11 октября 2016 года президент Пётр Порошенко отчитался о первых результатах реформы децентрализации

По данным, обнародованным главой государства, уже за первые 9 месяцев местные бюджеты, в среднем, практически выполнили годовой бюджетный план по доходам. Более того: по состоянию на 1 сентября заработали 32 миллиарда гривен сверх ожиданий.

Реформу децентрализации не напрасно называют одной из самых успешных с 2014-го по 2019-й. Дать территориальным громадам самим распоряжаться заработанным в городах и посёлках – чего, казалось бы, проще? Но по какой-то причине (угадайте с одного раза) львиную долю поступлений от налогов и сборов на местах концентрировал в общем бюджете Киев. А потом возвращал городам – в виде «субвенций», «дотаций» и тому подобных подачек. А мог и не возвращать – если мэр оказался не из «правильной» партии, отказался крутить «карусели» на выборах, или просто откат в нужный кабинет не занёс. Или могли выделить деньги на что-то сверхважное, типа ремонта теплотрасс или дорог, эдак в середине декабря: не потратишь до конца года – сам виноват, изволь вернуть обратно. Короче, будут ли в твоём городе новые трамваи и горячая вода, или всё останется, как при Гоголе с Салтыковым-Щедриным – зависело всецело от Киева.

Именно эту двадцатилетнюю коррупционную практику поломали Пётр Порошенко и парламентская коалиция. К огромной радости местных жителей и к вящей ненависти коррупционеров, пиливших миллиарды. И территориальные громады расцвели пышным цветом. В разных уголках страны развивалась инфраструктура, транспортное сообщение, строились детские сады и школы. Часто всё это происходило там, где руки до подобного не доходили никогда – в отдалённых посёлках и сёлах.

Что же случилось с реформой децентрализации при нынешней власти? Как и многое другое, она заморожена, поставлена на паузу – пока режим ищет способы откатить её назад. Оно и неудивительно. Во-первых, проворовавшимся чиновникам надо чем-то закрывать проеденную олигархическими мышами дыру в бюджете – и делать это планируют за счёт местных громад. А во-вторых, им нужны полностью податливые и подконтрольные местные власти. Так что, ничего удивительного, что децентрализованные громады атакуют со всех сторон. То хотят лишить их прав распоряжаться землёй за пределами населённых пунктов. То пытаются поставить в регионах «префектов» с полномочиями красных комиссаров в Гражданскую войну. То запрещают образовывать объединённые территориальные громады без разрешения правительства и Монобольшинства. То лишают города бюджетного финансирования. То собираются навязать киевлянам ставленника 95-го Квартала вместо того, кого законно избрали. Кто победит в этом противостоянии – режим или граждане – сказать трудно. Но о дальнейшем развитии местного самоуправления в таких условиях говорить пока просто бессмысленно.