Биография этой актрисы – словно иллюстрация пословицы «Талантливый человек талантлив во всем». Ее актерская карьера продлилась всего 12 лет, но за это время она успела добиться немалых успехов, заслужив всесоюзную популярность после роли Гали Четвертак в фильме «А зори здесь тихие». А после этого она не побоялась круто изменить свою жизнь и уйти в другую профессию, и это начинание тоже стало успешным. Хотя в прессе Екатерину Маркову чаще всего упоминают как жену актера Георгия Тараторкина, она уже давно заслуживает того, чтобы о ней говорили как о самостоятельной творческой единице.
Наверное, талант передался ей по наследству. Екатерина Маркова родилась в писательской семье: ее отец, Георгий Марков, был руководителем Союза писателей СССР, автором романа «Строговы», за который получил Сталинскую премию, а также автором «Сибири» и «Соли земли». Мать, Агния Кузнецова, тоже была писательницей, известной по книгам «Моя Мадонна» и «Земной поклон». Детство Екатерины и ее старшей сестры Ольги прошло в Переделкино, где находились писательские дачи. Но с самого детства она выбрала для себя другой путь – мечтала стать актрисой. В первый раз она вышла на вышла на сцену в 4 года – в импровизированном представлении в доме отдыха.
В 9-м классе Екатерина перешла в школу рабочей молодежи, так как поступила в студию при Театре им. К. Станиславского, а после этого окончила Щукинское театральное училище. Родители не препятствовали ее выбору – они никогда ничего не запрещали дочери. В 23 года она стала актрисой ТЮЗа, а затем – театра «Современник», а в 26 дебютировала в кино, и первая же ее роль стала триумфальной – Галю Четвертак в военной драме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» узнала и полюбила вся страна. В первый же год этот фильм посмотрели 66 млн зрителей, признав его одним из лучших фильмов о войне.
Станислав Ростоцкий сознательно пригласил на главные роли дебютанток – их имена никому ни о чем не говорили, их лица не мелькали на экранах в других ролях, а потому зрителям было легче поверить в правдивость экранных образов юных зенитчиц. «Я говорила Ростоцкому, что мне досталась героиня-трусиха – ни разу даже не выстрелила, – вспоминает Маркова. – А он отвечал, что я не права. Что девочка, которую я играю, – самый мощный протест против войны».
Съемки давались начинающей актрисе Екатерине Марковой с трудом – и из-за сильных эмоций, которые вызывал сюжет, и из-за сложностей съемочного процесса. Условия действительно были приближены к боевым, и девушки снимались среди взрывов. Однажды пиротехники не рассчитали мощность холостого заряда, и гимнастерку Марковой разорвало в клочья, а сама она упала и ударилась головой. К счастью, все завершилось благополучно.
Спустя год Екатерина Маркова сыграла еще одну главную роль – в фильме «Дела сердечные», а после этого ей больше главных ролей в кино не предлагали. Так случилось, что ее дебютная роль стала ключевой в ее карьере. Снималась она очень редко, на экранах ее чаще можно было увидеть в телеспектаклях. Параллельно Маркова продолжала выступать на сцене театра «Современник», но тогда в ее жизни уже появилось другое увлечение, заставившее забыть о съемках.
Очевидно, писательские гены все же взяли свое. Маркова окончила Литературный институт и начала писать романы и киносценарии. После 12 лет в «Современнике» она решила уйти из театра – несмотря на то, что у нее там было много больших ролей. Маркова объясняла это тем, что в литературном творчестве чувствовала себя куда более свободной, а потому круто изменила свою жизнь и фактически начала с нуля. За свою дебютную повесть «Чужой звонок» Маркова получила премию литературного журнала «Юность», а спустя 6 лет была удостоена премии за лучший сценарий на международном телефестивале в Праге. По ее сценариям были сняты фильмы «Чужой звонок», «Непохожая», «Чехарда» и др.
Новые книги Маркова не спешила выпускать – так же, как когда-то не спешила сниматься в новых фильмах. Она объясняла это так: «Когда вышла в журнале «Юность» моя первая повесть «Чужой звонок» (в 1979 году), которую я написала сама не знаю почему, маститые писатели меня называли умницей, наставляя при этом: «Катя, только не торопись». Потом я старалась следовать советам наших классиков, с которыми росла и была знакома. Например: слова нужно искать так, как геолог ищет золото или полезные ископаемые. Поэтому количество книг для меня не было самоцелью».
В 2000-х гг. Маркова вернулась на театральную сцену, время от времени участвуя в спектаклях театра «Ангажемент», а вот в кино она больше не снималась. И будучи актрисой, и став писательницей, Екатерина основную часть своего времени посвящала семье, которая всегда оставалась для нее на первом плане. Еще в 24 года, через год после окончания училища, она вышла замуж за актера Георгия Тараторкина. В 1974 г. у них родился сын Филипп, в 1982 г. – дочь Анна. Их семья была редким исключением из правил в актерской среде – они прожили вместе всю жизнь, вплоть до ухода актера в 2017 г. Их имена никогда не были замешаны в скандалах, они не заводили романов на съемочных площадках. Слово «роман» было актуально для Марковой только по отношению к ее книгам.
Когда ее актерская слава померкла, Екатерину перестали узнавать на улицах, а в прессе называли не иначе как «женой знаменитого Тараторкина», но она не возражала. Маркова не раз говорила, что муж – лучшее, что дала ей жизнь. Она признавалась, что не переставала ему удивляться, словно каждый раз узнавая его заново после выхода очередного фильма с его участием. А он в свою очередь открывал ее с неожиданной стороны, когда выходили ее новые книги. Творческой ревности в их семье никогда не было, они искренне радовались успехам друг друга.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260520/46519/