Первая годовщина со дня нападения России на Украину привела к обмену поступками, но только у американского президента получилось сделать свой настоящим. Джозеф Байден прибыл в столицу воюющей страны, что засвидетельствовать свою солидарность с украинским народом и заявить о готовности продолжать поддерживать Украину вплоть до ее победы. Уже в Варшаве американский президент выступил с исторической речью, в которой говорил о ценностях, объединяющих цивилизованный мир.
И, кстати, Байден провел отдельную встречу с президентом Республики Молдова Майей Санду на фоне информации о российских попытках дестабилизировать вверенную ей страну. Эта поездка Байдена, эта его готовность пойти на риск, небывалый для самих представлений о привычных стандартах безопасности для президентов Соединенных Штатов, еще раз напомнили, что быть лидером свободного мира — это не просто заслуга и честь, это еще и обязательства.
«Собиратель земель» Владимир Путин
«Поступки» Владимира Путина были куда более предсказуемы. Российский президент выступил перед депутатами Федерального собрания страны с посланием, которое, если следовать букве российской Конституции, должно было быть оглашено еще в прошлом году. Но Путин все время откладывал это выступление. Откладывал, очевидно, потому что рассчитывал выступить перед депутатами с заявлением об успехе своей «спецоперации». О том, что Украина теперь под российским контролем, а, возможно, даже в составе Российской Федерации. И все это благодаря «собирателю земель» Владимиру Путину.
А когда оказалось, что все эти представления о легкой победе над Украиной и о готовности ее граждан принять российскую оккупацию — просто нелепые заблуждения кремлевского диктатора, Путин ждал хотя бы какого-то успеха, чтобы громко заявить о нем в своем послании Федеральному собранию. Почему не дождался? Потому что стало известно о планирующемся визите президента США в Варшаву.
А мы получили возможность в очередной раз увидеть, чем президент Соединенных Штатов отличается от президента Российской Федерации, чем политический поступок отличается от номенклатурной речи не первой свежести, чем ценности отличаются от лозунгов, которые призваны оправдать просчеты и преступления.
Если кому-то в России интересно, почему Украина хочет стать частью цивилизованного мира, а не оказаться под российской оккупацией, пусть он просто проанализирует, как в годовщину российского нападения на Украину вел себя Байден и как Путин. Что говорил Байден и что говорил Путин.
И говорил практически все время о прошлом. Потому что вся его политическая, да и жизненная стратегия — попасть в прошлое. Туда, где люди не могли высказывать своих взглядов, влиять на политику и даже на собственную жизнь. Туда, где безраздельно властвовали «вожди». И его война против Украины — это, по сути, война за Советский Союз.
Война, которую нельзя выиграть именно потому, что прошлое никогда не выигрывает у будущего.