24 августа 2017 года вышел исторический боевик «Червоний»

24 августа 2017 года вышел исторический боевик «Червоний»

24 августа – праздник. Наш праздник. Самый главный праздник в году. И никакие ужимки правящих временшиков, никакие скандалы, никакие попытки нивелировать само понятие Независимости этого не поколеблют. День рождения нашей страны – и всё тут.

Поэтому неудивительно, что именно в этот день 2017 года вышел исторический боевик «Червоний».

В центре сюжета – восстание украинских патриотов в ГУЛаге в конце 1940-х – начале 1950-х. Между прочим, реальное событие, о котором, естественно, молчала советская пресса. В реальности восстание, конечно же, подавили – но грозный ГУЛаг после него тоже не долго просуществовал. Так что, самая жуткая госструктура в советской истории рухнула не в последнюю очередь благодаря украинцам.

Молодой Украине, которая только-только очнулась от 20-летнего летаргического сна и начала на донбасских фронтах реальную борьбу за независимость, срочно требовалась своя, украинская, патриотическая культура. Свой пантеон супергероев, на которых стоило бы равняться. Своя история – полная не только неволи и жалобных песен под бандуру, но и примеров истинного мужества и воли к победе. Создатели фильма «Червоний» постарались дать это нашему массовому зрителю. Впрочем, не они одни. С 2014 по 2019 вышло немало фильмов и сериалов, лихорадочно пытавшихся заделать этот культурный пробел. «Киборги», «Черкассы», «Чёрный Ворон», «Позывной Бандерас», «Круты» и другие – все они подводили украинцев к одной-единственной, главной мысли: «За Украину нужно не только умирать, но и жить. Бороться. И побеждать». Мы сейчас не вспоминаем о книгах – а ведь объём патриотической литературы, вышедшей до 2019-го, исчисляется сотнями тысяч томов!

Вряд ли весь этот культурный ренессанс состоялся бы, если бы не позиция тогдашней украинской власти. Художественный вкус украинцев, к тому времени, был основательно подпорчен «спинномозговыми» боевиками и нижепоясными комедиями – поэтому вкладываться в кино и книги, пропагандирующие национальную идею и национальных дух, охотников было немного. Так что, пришлось государству выделять финансирование. Оно и выделяло. Фильмы снимались. Молодое поколение с удивлением убеждалось, что борьба за Украину против пришельцев из-за поребрика может быть не менее захватывающей, чем борьба за Лос-Анджелес против пришельцев из соседней галактики. Казалось, Украина получила, наконец, своё, национальное, идейное искусство.

Увы, только казалось. Власть сменилась. Пришло время «зайчиков», скачущих на День Независимости по Майдану под Верку-Сердючку. Население выдохнуло и вновь принялось смотреть привычных «Сватов» и «Скажене Весілля». История сделала новый круг. Ушедшее было безвременье вернулось.

P.S. Этот текст был написан немного заранее, так что мы ещё не знаем, что же мы увидим на Майдане в этом году — зайчиков и Сердючку, или что похуже.