Митрополит киевский и галицкий. Выдающийся просветитель, политический, церковный деятель. Основатель первой в Восточной Европе православной Киевской коллегии. Автор более 20 полемических проповедей и ряда книг. Меценат. Канонизирован православной церковью.
Петр Симеонович Могила происходил из семьи господарей (властителей) Молдовы и состоял в родстве с польскими магнатами Потоцкими, Вишневецкими и Корецкими. Род Могил владел значительными имениями на Подолье и Киевщине.
В 1607 г. в результате дворцовых интриг отец Могилы был отравлен, а Петр с матерью уехали в Западную Украину. Благородный и образованный, Могила мог бы сделать блестящую светскую карьеру, однако в его семье большое значения придавали вопросу православной веры. Отец Петра, член Львовского церковного Ставропишального братства, на собственные средства соорудил во Львове Пятницкую церковь, именуемую Волошской (Молдавской). Двоюродная сестра Могилы, Раина, основала несколько православных украинских монастырей-.' Исследователи биографии Могилы допускают, что он, вместе с будущим выдающимся философом Р. Декартом, обучался в иезуитском коллегиуме Ла Флеш во Франции. Это учебное заведение, основанное в 1604 г., стало самым знаменитым в Европе. Другие биографы Могилы считают его выпускником парижской Сорбонны. Как бы там ни было, знакомство с западноевропейской методикой преподавания научных дисциплин и ведения диспутов в дальнейшем пригодились Могиле при создании Киевского коллегиума.
Свою карьеру он начал в возрасте 20 лет на службе у польского короля Сигизмунда III командиром гусарского отряда. Во время Хотинской войны воевал в составе кавалерийского корпуса коронного гетмана С. Жолкевского — «первой сабли Польши». Последний, храбрый воин, после смерти отца Могилы был опекуном юного Петра до его совершеннолетия.
В 1622 г. Могила приехал в Киев, где подружился с митрополитом И. Борецким, ставшим его духовным наставником.
В 1625 г., в возрасте 26 лет, Могила принял схиму и стал ученым-богословом, без остатка отдавшим себе служению Богу. В 1627 г. его избрали архимандритом Печерского монастыря, и с тех пор он принимал активное участие в церковных соборах. В стенах Печерской обители Могила составил «Литургиярион» («Служебник»), объявленный церковным собором 1629 г. обязательной книгой для каждого православного священника. По сравнению со «Служебниками» XIV-XVI вв. «Литургиярион» был более подробным, содержал тексты литургий и прочих церковных служб и избежал ошибок, допущенных в предыдущих изданиях. В книгу были также включены обычаи, присущие только украинской православной церкви.
Могила возглавил православную делегацию на польском сейме 1632 г., созванном для избрания нового короля Владислава IV. Делегация добилась признания польским правительством украинской православной церкви и утверждения Могилы киевским и галицким митрополитом. В следующем году Могилу благословил константинопольский патриарх, во Львове состоялось введение его в сан. Однако Киевскую митрополичью кафедру тогда занимал И. Копинский, опиравшийся на запорожское казачество, — один из иерархов, избранных в 1620 г. при содействии гетмана П. Сагайдачного. Копинский считал себе единственным законным митрополитом и не подчинился решению сейма. В ответ Могила, отличавшийся решительным характером, приказал вывезти старого митрополита из его резиденции, киевского Михайловского монастыря, в Печерскую обитель и содержать там под домашним арестом, пока не отречется от митрополичьей кафедры. После этого Копинскому было позволено вернуться в Михайловский монастырь, где он служил настоятелем. Враждуя с Могилой, Копинский распространял среди православного духовенства слухи о том, что новый митрополит тайно перешел в унию.
14-летнее правление Могилы затронуло все стороны церковной и культурной жизни Украины, что позволяет определить этот исторический период как «могилянскую эпоху».
В 1640 г. Могила и архимандрит Лечерского монастыря И. Трофимович-Козловский составили «Катехизис» — богослужебную книгу в виде вопросов и ответов, в 1643 г. утвержденную всеми четырьмя православными патриархами.
В 1646 г. Могила издал «Требник», содержащий описания церковных служб частного характера, отличных от русских: освящение жилища, домашнего скота, колодца; молебны по случаю неурожая, болезни, путешествия, начала учебы и пр. «Требник» основывался па обычаях украинского народа, многие из которых были схожи с католическими церковными обрядами и не сохранились в других церквях «восточного толка», из-за чего православное духовенство обвинило Могилу в введении католических обрядов в православную службу Божью.
Вера П. Могилы была, как это характерно для эпохи средневековья, по-детски чистой и наивной. Он не сомневался в возможности «чудес», например, таких, как явление запорожцу А. Гулаку-Лагутс архангела Михаила или перенесение с места наместо церкви «силой Божьей». Все известные ему случаи подобных «чудес» Могила тщательно фиксировал в своем рукописном дневнике. Он сделал первые шаги к канонизации монахов, мощи которых пребывали в Печерском монастыре.
Могила стремился установить в церкви сильную власть: подвергать цензуре все издания, контролировать церковные братства, хозяйства иерархов и монастырей. Мечтал о создании автокефальной украинской церкви, независимой от Царьграда и Москвы, и даже переписывался с папой Урбаном VIII по поводу создания отдельного Украино-Белорусского патриархата (с чем был согласен и польский король) для объединения православных' и униатов. Вместе с И. Борецким Могила некоторое время поддерживал в этом деле М. Смотрицкого, однако в 1628 г. осудил последнего и отказался от создания украинской автокефалии. И хотя в 1636 г. Могила обратился к церковным братствам с призывом примириться с униатами для достижения спокойствия в Украине, это не было изменой православной веры, о чем свидетельствуют тексты его «Исповеди» (которую он не осмеливался печатать без разрешения восточных патриархов) и «Завещания».
Могила планировал создать большое собрание житий святых — «Четьи-Минеи», но не успел этого сделать. Лишь в конце XVII в. «Минеи» были написаны другим известным церковным деятелем — Д. Туптало.
Стремясь подчеркнуть исконное православие Киева, надеясь вернуть ему роль столицы православного мира, Могила заботился о возрождении древних киевских храмов, особенно сооруженных Владимиром Святым — крестителем Руси, по значению для церкви приравниваемым к апостолам. Чтобы отобрать у униатских священников Десятинную церковь, Могила в 1636 г. во главе вооруженной челяди захватил и разрушил старый деревянный храм, а на его месте приказал соорудить новую кирпичную церковь. Умирая, Могила завещал на завершение постройки Десятинной церкви 1000 польских злотых. Перед началом строительства он приказал изучить остатки древнерусского Десятинного храма, разрушенного в 1240 г. монголо-татарами. Тогда были обнаружены мощи Святого князя Владимира, с почестями перенесенные в Успенский собор Киево-Печерского монастыря. При жизни Могилы этот монастырь был отстроен, пещеры приведены в порядок и открыты для паломников, а количество монахов возросло до 800 человек.
Могила отобрал у униатского духовенства и древний Софийский собор — главный кафедральный храм Киевской митрополии. Львовский типограф М. Слезка в книге «Триодь цветная» (1642 г.) в посвящении Могиле писал, что тот на собственные средства отстроил полуразрушенный Софийский собор и снабдил его культовыми предметами и облачением для духовенства.
Считая, что церковь Святого Спаса в загородном селе Берестове соорудил князь Владимир, Могила возродил эту святыню и пригласил из греческого Афонского монастыря монахов-живописцев, которые расписали отреставрированное сооружение фресками. Внутри храма был написан и ктиторский портрет самого митрополита, сохранившийся до наших дней: рядом с Христом, сидящем на престоле, стоят Богородица, равноапостольный князь Владимир и Могила, который почтительно протягивает Иисусу макет отстроенного Спасского храма. Художник детально изобразил густые волнистые волосы митрополита, его большие глаза и орлиный нос. Рядом изображен шляхетский герб сына молдовского господаря. Еще одно изобра-жение Могилы в архиерейском облачении сохранилось на живописном полотне.
В свое время Могила много сделал для поднятия престижа Киевского церковного братства и школы, реформированной им по образцу западноевропейских коллегий. В 1632 г. он объединил две школы — Богоявленского братства и Печерского монастыря, и созданное на их основе новое учебное заведение — Киево-Могилянскую коллегию, обеспечил преподавателями, прошедшими стажировку в университетах Западной Европы, и денежным содержанием. К преподаванию были привлечены единомышленники митрополита — члены кружка, существовавшего при его дворе, из-за чего Киев иногда именовали «Могилянскими Афинами».
Могила гарантировал и правовой статус коллегиума, получив в 1635 г. У польского короля Владислава IV привилегию на преподавание в нем семи «вольных наук» до философии включительно, кроме богословия, изучавшегося только в: университетах. На изучение философии в старших классах студентам отводилось два года. Предметы читались преимущественно на латыни, а также на славянском и «руском» языках. Преподаватели коллегиума славились своим умением вести диспуты.
, Могила умер в ночь на 1 января 1647 г., на 50-м году жизни, завещав своему детищу — Киевской коллегии, собственную библиотеку, дом, несколько дворов на Подоле, все движимое имущество и 80,000 злотых. Его похоронили в кирпичном склепе в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, В 1941 г., во время немецкой оккупации Киева, Успенский собор был взорван, и только в 1982 г. ученые обнаружили две изувеченные взрывом серебряные пластины от гроба Могилы с надписями и изображением его шляхетского герба. Текст эпитафии кратко перечислял основные вехи жизни митрополита: служба в армии, участие в Хотинской войне, избрание Печерским архимандритом и киевским митрополитом, возобновление Софийского собора и основание Коллегии в Киеве.