Начну, разумеется, с самого интересного на этой неделе — чемпионата Украины в группе «Б» 2-й лиги. С некоторых пор «там собиралася компания блатная»: Металлист (теперь -1925), Днепр, причем не один, а -1 и просто Днепр, Таврия, Металлург Запорожье и др. — в то время как в Премьер-лиге блистают Верес, Александрия, Олимпик, Звезда и Сталь. В доме Облонских смешались в кучу кони и люди — так что если смотреть на составы главного и третьего эшелонов, то определить, где какой, можно лишь по наличию/отсутствию Динамо и Шахтёра.
Тем громче прогремел гром с ясного неба, возвестивший о разгромом домашнем поражении Металлиста от вполне миролюбивой команды, причем со счетом, настолько неприличным, что на приличном сайте его и написать нельзя.
В этой связи вынужден вспомнить свою старую специальность — материальное стимулирование, тем более что я успел в свое время официально поконсультировать и Металлист, и Шахтёр.
Конечно, если команда настолько дружна и крепка, как ТОТ ЕЩЁ (настоящий) МХ от МБМ, или фанатично-патриотична, как фееричная Сборная Исландии, или хотя бы прагматична, как Бавария или Барселона, понимающие, что играть надо не глядя в таблицу, дабы внезапно всем профессиональным составом резко не подешеветь, или запугана, как Северная Корея, знающая, что проиграешь — посадят, то дополнительные матстимулы важны тогда уже не так. Но вот тренеру Иванову банда пацанов досталась совсем иная, и его вынужденная отставка связана лишь с тем, что он не достучался до пламенных юных сердец в ситуации, когда стучаться до получения желанного блеска глаз можно только валютой.
Три части должна содержать оплата труда футболиста в таких тяжёлых случаях: гарантированная зарплата в столько-то прожиточных минимумов; командно зарабатываемая часть пропорционально набранным за месяц очкам; индивидуально определяемая величина, пропорциональная сумме оценок за месяц.
Если в итоге на футболистов вследствие их плохой игры тратится меньше, остаток расходуется на чужих — на стимулирование соперников конкурентов по таблице; если же наоборот, то спонсоры наверняка будут рады добавить за прекрасную игру.
Тогда и заработать футболистам можно больше: скажем, не фиксированные, допустим, 30, а от 10 до 50. Пан или временно пропал, это и есть интерес. Кто на такие условия не согласен, тот не очень, по большому счёту, и нужен.
Чтобы лучше обозначить роль финансового фактора, приведу суммарную стоимость команд-участниц прошедших полуфиналов евролиг в млн €: Реал 963 — Бавария 779, Ливерпуль 548 — Рома 389; Атлетико 636 — Арсенал 499, Марсель 188 — Зальцбург 83.
Всюду на этот раз побеждали, как видим, более дорогие; заодно очевидно, какая пара была в каждом турнире «старшей» и какая «младшей».
Попутно — о судейских ошибках и введении повторов.
Из 3 матчей, где ошибки арбитров были результативными, в 2 они примерно взаимно скомпенсировались, поскольку были разнонаправлены. Но не по этой причине шансов на введение в евротурнирах видеоповторов не прибавилось.
Во-первых, нельзя утрачивать динамику, мобильность. Тошно видеть, когда в хоккее судьи уезжают смотреть кино.
И как звучит «Гооооол!» не по событию в игре, мгновенно (пусть и ошибочно!) подтверждённому судьями, а по объявленному вердикту после просмотра??? Нелепо, не так ли? Это футбольная смерть. Футбол не шахматы и даже не хоккей.
Во-вторых, а что тогда будут обсуждать и из-за чего негодовать? Просто всегда за редкими исключениями победители будут известны заранее и обычно это будут более богатые. Это снова смерть футбола. Именно ошибки — и игроков, и судей! — обеспечивают футболу необходимую для его выживания непрогнозируемость.
Другое дело, что они очень полезны именно когда происходят не как «ща», а чаще в пользу бедных. Да, могут выиграть не очень рейтинговые, отчего возможны временные разовые финансовые потери, но футбол как вид спорта только так и может быть сохранён.
Дабы стало ясно, чем я пугаю, приведу по 5 самым богатым странам Европы последовательность команд в порядке уменьшения цены их состава, но вместо названий будут цифры — текущие места в национальных чемпионатах. Не спутайте: привожу в порядке снижения стоимости, а цифры — текущие места:
ИСПАНИЯ: 1, 3, 2, 4, 9, 6. Барселона — первая и по цене, и по составу, Реал — по цене второй, в таблице третий, Атлетико — наоборот, Валенсия и Вильяреал — на «своих» местах, и только пятая по стоимости Севилья — лишь на 9-м месте (на «её» 5-й позиции — только 10-й по цене «нищий» Бетис).
АНГЛИЯ: 1, 2, 5, 3-4, 3-4, 6. Не страшно? Отклонения минимальны! Просто Челси, как всегда, на пару мест ниже, чем «положено».
ИТАЛИЯ: 1, 2, 4, 7, 5, 3. Милан на 3 пункта хуже стоимости, Лацио — на 3 пункта лучше. Рома (3-я по составу, 4-я в таблице) — в такой толкучке, что компенсировать рано.
ГЕРМАНИЯ: 1, 3, 6, 5, 2, 9. Чуть больше интриги, но не очень.
ФРАНЦИЯ: 1, 3, 2, 4, 7, 9. Традиционно один из самых непредсказуемых в Европе чемпионатов (в основном, правда, тут соревнуются, кто за ПСЖ и в каком порядке) дал редчайшее исключение: сразу 2 клуба из первой шестёрки по дороговизне не попали в первые 6 в текущей таблице. Соответственно «их» места в таблице временно заняли 2 «чужака».
Вот какую роль играют деньги. Это, правда, не бюджеты клубов, не затраты, это стоимость составов. Но корреляция между ними тесная: и для покупки дорогих футболистов, и для обеспечения им адекватных зарплат нужны деньги.
Ну а когда их таки не хватает, финансовый недостаток может быть в значительной степени смягчен грамотным материальным стимулированием. В чём и заключается его прелесть-полезность.
Это, однако, не панацея. Панацея это грамотный, богатый и любящий футбол хозяин с обеспеченными им на основе больших денег и грамотного поощрения классными тренерами, менеджерами и игроками.
А. В. Яр-кий — яркий пример. Он до сих пор грезит о Металлисте. Но ждёт, когда снова счастливо сойдутся звёзды на небе. Тогда звёзды опять появятся и в Металлисте. Сойдитесь, пожалуйста. Что вам для этого нужно от верховнорадской власти?
Постоянный адрес материала http://www.samoe.in.ua/index.php?pub=1113