Сериал "Друзья" несет ответственность за закат западной цивилизации. Так утверждает американский художник комиксов и писатель Дэвид Хопкинс.
Впрочем, он сам признает, что это, конечно, преувеличение.
И все-таки, не случайно его эссе об этом популярном шоу ("Как один телеситком повлек гибель западной цивилизации") уже прочитали более 4 млн человек с момента публикации в марте 2016 года на портале Medium.
Поскольку 22 сентября как раз отмечается 25 лет со дня выхода первого эпизода "Друзей", мы не стали обходить стороной эту тему.
"Да, я придумал этот заголовок специально для нагнетания", - говорит Хопкинс в интервью Би-би-си.
"Происходившее в "Друзьях" стало предзнаменованием того, что случилось потом", - говорит он.
Под "происходившим" Хопкинс имеет в виду тот факт, что персонаж Росса Геллера (много раз разведенного палеонтолога, которого играет Дэвид Швиммер) постоянно подвергается насмешкам: сначала над ним ухохатываются его друзья по сюжету, а затем и гигантская аудитория этого ситкома.
А в том, что она гигантская, - сомнений нет: на протяжении 10 лет показа "Друзья" в среднем набирали по 23 миллиона зрителей.

"Вы можете воспринимать это лишь как комедию, но мне не смешно. Для меня "Друзья" сигнализируют о выборе в пользу жесткого анти-интеллектуализма в Америке, где умного и талантливого человека гнобят его друзья-идиоты", - написал Хопкинс, имея в виду те моменты сериала, в которых остальные пятеро персонажей дразнят Росса за его ум и образованность.
Это самое "дразнилово", убежден Хопкинс, привело впоследствии к "смерти компетентности" - феномену, который он связывает с ростом популярности Дональда Трампа и его победой на президентских выборах, а также с успехами движения за брексит в Великобритании.
В основе этих тектонических сдвигов политического ландшафта лежит отвергание общепринятых знаний, примером чему может служить назначение Трампом на должность советников людей, у которых нет или почти нет опыта государственного управления, или же тот факт, что он ставит под сомнение выводы ученых об изменениях климата.

Сначала наступила "смерть компетентности", а потом и Дональд Трамп пришел к власти
Идиотизм на марше?
Все это, признается Хопкинс, осенило его в 2015 году, когда все 10 сезонов "Друзей" стали доступны для просмотра на подписном канале Netflix и он начал их пересматривать запоем.
"Я понял, куда все идет. Насмешка над компетентностью и торжество идиотизма, - говорит он. - Довольно скоро мы, американцы, перестали голосовать за политиков на основании их квалификации. Вместо этого мы ранжировали кандидатов на основании того, с кем бы нам хотелось пивка выпить. От этого жуть берет".
Но справедливо ли это - ругать "Друзей", последний эпизод которых был показан в мае 2004 года, то есть больше чем за 10 лет до того, как Трамп начал выдвигать себя в качестве кандидата в президенты?
"Конечно, ботаны и раньше сидели по углам и не высовывались. Но не будем забывать, как популярны стали "Друзья", - поясняет автор. - Это просто вездесущий ситком. Его все смотрели и постоянно отмечали, что Росс-то занудный, потому что умный. Не думаю, что с тех пор как "Друзья" вышли в эфир, многие родители выбрали имя Росс для своего ребенка".
Это, по-видимому, справедливо, во всяком случае для Соединенного Королевства, где, по данным Национального бюро статистики, имя Росс, бывшее на 68-м месте по популярности в 1996 году, к 2016 году скатилось на 720-е место .
Как "Друзья" помогли Трампу стать президентом
В июне 2016 года медийный обозреватель CNN Брайан Лаури во время обсуждения растущей на тот момент популярности кандидата в президенты от Республиканской партии Дональда Трампа указывал на "Друзей" еще более уверенно.
Почему?
Дело в том, что после выхода финального эпизода ситкома 6 мая 2004 года один из руководителей NBC решил отдать прайм-тайм в четверг вечером реалити-шоу "Ученик", которое начало выходить в эфир с января того года. А вел это шоу не кто иной, как Дональд Трамп.
В новой сетке вещания это шоу сразу набрало аудиторию и в тот год стало седьмой по популярности программой на американском телевидении, хотя позже интерес к нему поостыл.
"И все же, уход "Друзей" сыграл косвенную роль в том, что имидж Трампа, отшлифованный и преподнесенный через призму реалити-ТВ, помог представить его миллионам зрителей как успешного и решительного лидера", - написал Лаури.
"Если бы исполнители главных ролей [ситкома] готовы были продолжать - а не отказались бы от зарплаты в 1 млн долларов за эпизод, - то шоу Трампа не расцвело бы в тот мегахит, каким оно стало", - полагает критик.
Когда в том же году исполнительного директора NBC Пола Телегди спросили: если бы не шоу "Ученик", смог бы Трамп хотя бы выиграть борьбу за выдвижение в качестве кандидата от республиканцев, он ответил однозначно: "Конечно нет".
"Эксперты"с "Фейсбука"
Основная мысль Хопкинса заключается в том, что в 2004 году начался поворотный момент, после которого дилетантство расцвело пышным цветом.
Это был год, когда был запущен "Фейсбук", а музыкальное реалити-шоу American Idol стало самой популярной программой на американском телевидении восьмой год подряд.
В том же 2004-м началась оккупация Ирака силами коалиции под руководством США - шаг, который ставили под сомнение очень многие эксперты, - и одновременно с этим все чаще стали происходить нападения повстанцев.
"На церемонии награждения премии "Грэмми" 2004 года лучшим рок-альбомом стал "Американский идиот" группы Green Day," - отмечает Хопкинс. - Что иронично, потому что Green Day, по большому счету, критиковали то, что происходило. В 2004 году мы окончательно сложили лапки и приняли идиотизм как ценное качество".
Хопкинс также отмечает, что "Друзья" фактически и не уходили с экранов. Даже до того, как сериал стал доступен к просмотру на Netflix, его можно было смотреть в различных других форматах. К тому же его постоянно повторяли, как в Америке, так и в других странах.
Он также указывает на тот факт, что не случайно два самых успешных комедийных сериала, вышедших уже после 2004 года - "Теория большого взрыва" и "Как я встретил вашу маму", - тоже так или иначе принижают важность интеллектуальных способностей.
"Взять "Теорию большого взрыва": исключительно умные ребята представлены как социально неадаптированные личности, это постоянный тамошний лейтмотив. Что касается "Как я встретил вашу маму", то персонаж Тед Мосби - это практически тот же Росс, только для более молодой аудитории", - пишет Хопкинс.
Состарился неполиткорректно
"Друзья" за прошедшие годы критиковали и по другим причинам; в первую очередь за недостаточно репрезентативный расовый состав героев. Действие ситкома происходит в Нью-Йорке, где, согласно переписи 2010 года, белые составляют всего треть населения.
Этот сериал также плохо вписывается в сегодняшние представления о том, как следует изображать ЛГБТ-персонажей. Есть в нем и фэтшейминг - там постоянно издеваются над Моникой (кстати, сестрой Росса) за то, что она в юности была толстой.
Однако, по мнению Хопкинса, высмеивание Росса нанесло больше вреда, чем что-либо еще, поскольку это постоянно делалось как бы исподтишка.
"Не то чтобы это было как-то злобно или грубо. Этот буллинг не происходил открыто. И тем не менее, собственные друзья Росса "опускали" его каждый раз, стоило ему только выказать свою образованность. Я все время себя спрашивал: почему он по-прежнему с ними дружит?" - вопрошает Хопкинс.
"Это не может не тревожить, если учесть колоссальную живучесть этого ситкома. Люди по-прежнему его смотрят в те времена, когда привлекательность человека, включая и того, кто претендует на высокие посты, перевешивает его или ее эффективность", - отмечает автор.