Зрители запомнили его после первой же работы – роли в фильме «Я шагаю по Москве». За 50 лет он сыграл более чем в 50 картинах, до сих пор выходит на сцену театра и снимается в кино. Несмотря на свою немеркнущую популярность, в жизни актер остается очень скромным и непритязательным. Стеблов обычно не упоминает о своих дворянских корнях, хотя и зрители, и знакомые считают, что это видно невооруженным глазом – благородство у него в крови, как у настоящих аристократов из другой эпохи.
Евгений Стеблов родился в 1945 г. в Москве в семье инженера и учительницы. Семья жила очень скромно, в коммунальной квартире в районе Марьиной Рощи, которая всегда пользовалась дурной славой и слыла центром криминальной жизни. Соседи по коммуналке называли Стебловых «антилигентами» – не только из-за профессии родителей, но и из-за того, что дед Жени даже на кухню выходил «при параде» и в галстуке. Позже мальчик узнал, что его дед происходил из старинного дворянского рода. Однако о своих корнях актер упоминал редко, даже когда это стало модным в 1990-х гг. Впрочем, никогда и не скрывал, как и того, что в свое время был членом партии.
Его родители хотели, чтобы он стал филологом и даже наняли ему репетитора, чтобы подготовить к поступлению в вуз. Но педагог оказался страстным любителем театра и привел его в молодежную студию при драмтеатре им. Станиславского, и с тех пор Евгений Стеблов не сомневался в том, чем хочет заниматься в дальнейшем. После школы он поступил в училище им. Щукина и в начале 1960-х гг. начал сниматься в кино. Первая же роль принесла ему оглушительную популярность. Фильм «Я шагаю по Москве» стал классикой советского кино, а Стеблов – одним из самых любимых в народе артистов.
Самыми успешными в его фильмографии стали роли в картинах «До свидания, мальчики», «По семейным обстоятельствам», «Сибирский цирюльникъ», «Раба любви», «День выборов», «Привет, киндер!» и др. Даже во времена кризиса в кинематографе 1990-х гг. он продолжал сниматься и выходить на театральную сцену. К своему успеху Стеблов всегда относился очень спокойно и по-философски: «Слово «звезда» для нас тогда казалось неприличным. Мы хотели быть мастерами, актерами с большой буквы. Звезда – это констатация славы. Но звездность ничего не говорит о качестве дарования».
Критики о нем писали: «Он все время примеряет на себя маску современного Пьеро, невольника духовности». Его герои, как правило, – скромные, ранимые, глубокие, интеллигентные и трогательные.
Поворотным моментом в его жизни стала автомобильная катастрофа в 1976 г., в которой он чудом выжил. «Это было моим вторым рождением, и духовным, и физическим одновременно. Я пришел к Богу, а потом к христианству», – признавался актер. С тех пор смысл своей профессии он тоже видел в своеобразном служении Богу: «Творчество имеет божественное начало. Я рассматриваю искусство как форму целительства. Актер, режиссер проецируют свой мир, создавая пространство, в котором людям, созвучным им, легче жить».
Всю жизнь Евгений Стеблов был однолюбом и оставался верен единственной женщине – своей жене Татьяне Осиповой. На вопросы о том, как в актерской среде ему удалось сохранить такие длительные и прочные отношения, отвечает: «Талант надо иметь к любви. Не у всех он есть, дар Божий этот. Любить не все умеют. Некоторые думают, что просто легче жить вдвоем. Материально. Мужчина будет поддерживать женщину. А женщина будет дома уют создавать. А Бог есть любовь. И в отношениях мужчины и женщины, если подлинная любовь, бывают божественные моменты». Смерть жены в 2010 г. стала для него большим ударом. Однако через полтора года после ее ухода он неожиданно для самого себя полюбил женщину, с которой захотел провести остаток своих дней. Любовь Глебова стала его второй женой и последней любовью.
Стеблов не жалеет о несыгранных ролях и сам выбирает тех режиссеров, с которыми ему хочется работать. «Я делаю только то, что близко моей душе. Я снимался за деньги, но никогда не ради денег. Я сыт ролями. У меня своя судьба», – говорит актер. Его часто называли человеком из другой эпохи – уж слишком несовременно звучат его рассуждения о вере, благородстве, любви и верности. Стеблов соглашается: «Все люди раньше были такими. Я так воспитан. Я из такой семьи. Сейчас не в моде благородство».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/081217/36954/