"Евреи обязаны помнить добро, но и зло забывать не должны" - Rami Yudovin

"Евреи обязаны помнить добро, но и зло забывать не должны" - Rami Yudovin

Мало того что убили, забрали чужое, отрицают свою вину, так ещё и грозят тем, кто знает правду и не отказывается от неё.

Освенцим, Треблинка, Майданек, Собибор — это немецкие лагеря смерти на территории Польши.

Однако часть поляков принимала активнейшее участие в уничтожении евреев во время Холокоста, а после войны продолжили убивать чудом выживших евреев.

Нежелание поляков возвращать присвоенное во время войны еврейское имущество послужило поводом для нападений на евреев, которых убивали до конца 1947 года. В Польше были убиты 85% евреев — граждан этой страны.

Почти три миллиона человек.

Без помощи местных жителей злодеяние такого масштаба было бы невозможно. В уничтожении евреев в Польше активно участвовали сами поляки — как коллаборационисты, так и польские националисты.

В деревне Едвабне 10 июля 1941 года по своей инициативе поляки учинили погром, убив несколько сот евреев, а остальных сожгли живьём. В Едвабне жестоко убивали стариков, женщин и детей.

Погромы стали следствием долгого бытового антисемитизма, а не только нацистской пропаганды.

Книга Яна Т. Гросса «Соседи» (2001) — историческое расследование, которое взорвалo общественное сознание Польши, заставив пересмотреть миф о том, что поляки были жертвами, а не соучастниками преступлений.

Гросс опирался на свидетельства выживших, послевоенные судебные протоколы (1949–1953), где некоторые участники признались в убийствах, архивы Яд Вашем и польские документы.

Конечно, польские националисты, как и все националисты, — младшие братья нацистов, начали возмущаться.

В честь годовщины злодеяния они устроили акцию. Недалеко от памятника жертвам резни евреев в Едвабне появились огромные камни, на которых установлены таблички, опровергающие исторические факты как на английском, так и на польском языках. Надписи гласили, что «преступление было совершено немецким подразделением карателей», а не местными поляками.

Деньги на валуны с надписями были собраны в интернете методом краудфандинга. Пся крев скинулись, думая таким образом смыть кровь евреев с рук их отцов.

Никто не заставлял поляков сжигать евреев, забивать до смерти, всячески издеваться над беспомощными людьми.

Участие поляков в геноциде было массовым. Поляками было организовано не менее тридцати погромов и массовых репрессий, устроенных в 24 населенных пунктах. По самым минимальным оценкам, от рук поляков погибли десятки тысяч евреев.

Крупнейшей антисемитской акцией стал погром в Кельце 4 июля 1946 года, в ходе которого погибли 40 и были ранены около 50 евреев. Этот погром вызвал массовую миграцию евреев из Польши: если в мае 1946 года уехало 3500 человек, в июне — 8000, то после погрома, в июле — 19 000, а в августе — 35 000. Власти свалили вину за погром на «реакционеров», в то время как католическая церковь, представлявшаяся примасом Хлонда, обвинила в этом самих евреев.

Изгнание евреев следует рассматривать в контексте широкой этнической чистки, происходившей в стране. Лозунг «Польша для поляков» к концу 1940-х годов стал не просто стремлением, а реальностью. Процесс, уничтоживший веками существовавшее культурное разнообразие, проходил в пять этапов: первый этап — истребление евреев нацистами с пособничеством польских антисемитов; второй — травля возвращавшихся в Польшу евреев, заставившая их бежать из бывшей Родины, ставшей могилой для миллионов евреев.

Вместе с этим в Польше были спасены тысячи евреев. Праведные люди принимали участие в спасении евреев.

7280 поляков за спасение евреев признаны израильским Институтом Катастрофы и героизма Яд ва-Шем Праведниками мира.

Евреи обязаны помнить добро, но и зло забывать не должны.