"Гора родила мышь" - Андрей Нечаев

"Гора родила мышь" - Андрей Нечаев

...ЗАТО БЫСТРО (О ПОПРАВКАХ В КОНСТИТУЦИЮ)

Поправки в Конституцию якобы разработали за одно заседание комиссии. Вместо уменьшения роли президента они расширяют его полномочия.

Изменение государственного строя России идет с фантастической скоростью — всего через 5 дней после послания Путина Федеральному собранию поправки в Конституцию внесены в Госдуму. Профильный комитет Госдумы рассмотрит их уже 21 января, первое чтение запланировано на 23 января, второе — на февраль.
«Всенародное голосование» по поправкам может пройти 12 апреля. Голосовать за них будут единым пакетом.

По внесенным поправкам президент скорее получает даже больше прав, чем имел (хотя куда уж больше).
Полномочия парламента будут расширены крайне незначительно, а функции нового Госсовета остаются пока загадочными.
Единственное ограничение полномочий президента в поправках — запрет на отклонение кандидатур министров, утвержденных Госдумой. В реальности это вряд ли станет проблемой — кандидатуру премьера как и сейчас вносит президент. Премьер теперь назначается не с «согласия Госдумы», как написано в действующей Конституции, а после «утверждения» Госдумой. В чем разница по существу было бы интересно послушать лингвистов. Из поправок следует, что президент сохраняет главный рычаг давления на парламент — право распустить Думу, если она трижды не утвердит кандидатуру премьера.
Еще более зыбкие права получает Совет Федерации в отношении глав ведомств силового блока. Президент будет назначать их после неких «консультаций» с СФ.

Президент дополнительно получает:
- еще одно основание для наложения вето при рассмотрении законопроектов. Сейчас, если президент не хочет подписывать закон, он отправляется на повторное голосование в обе палаты. Если законопроект набирает больше 2/3 голосов депутатов Думы и членов Совета Федерации, президент обязан его подписать. Теперь президент может дополнительно направить проект на рассмотрение в Конституционный суд, и если тот признает его неконституционным, не подписывать закон.
- дополнительный контроль над Конституционным судом. Число судей КС сокращается с 19 до 11, и президент получает право вносить в Совет Федерации представление об их освобождении от должности (сейчас это может делать только сам КС).
- право формировать вписываемый в Конституцию Госсовет. Сейчас президент является председателем Госсовета, а его членами автоматически становятся главы палат Федерального собрания, руководители фракций Госдумы, полпреды президента в федеральных округах и губернаторы.

О полномочиях самого Госсовета в поправках по существу ничего не говорится кроме того, что его формирует президент «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства», что почти повторяет функции самого президента по ст. 80 Конституции. Как Госсовет будет осуществлять эти расплывчатые функции, определит федеральный закон. Это означает, что у Госсовета не будет серьезных "кадровых" полномочий — типа права импичмента президенту или роспуска Госдумы. Подобные функции должны быть прописаны в самой Конституции, а не в законе. С другой стороны, формирование Госсовета президентом делает его неподконтрольным парламенту, т.е. "надпарламентским" органом.

Таким образом, гипотеза об изменении конструкции власти в направлении - более сильный парламент и премьер при сокращении полномочий президента - пока не оправдывается. Это невольно наталкивает на мысль, что Путин еще не принял решение оставить пост президента после 2024 года.

Андрей Нечаев