Как идеи математика Лоренца, политика Эйзенхауэра и писательницы Шер помогут преодолеть выученную беспомощность и ускорить крах путинизма.
Происходящее в России вызывает уныние. Путинский фашизм за 21 год окопался, задраил все щели и превратился в неприступную крепость, которую невозможно взять ни изнутри ни снаружи. Политическое, медийное и гражданское поля зачищены до асфальта. Нет никакой оппозиции, уничтожаются остатки независимых СМИ и гражданских организаций. Желающих выйти с протестом на улицу и столкнуться с многотысячными полчищами озверелых росгвардейцев Путина, быть избитыми до полусмерти, а потом за это получить еще и тюремный срок, уже не находится.
Уныние и отчаяние противников путинского режима окаменевает в текстах гуру либеральной публицистики, которые подводят под это уныние и отчаяние «теоретический» фундамент. Один из наиболее обстоятельных манифестов, закрепляющих настроения «смиритесь, выхода нет», вышел из-под блестящего пера живущего в Лондоне политолога Владимира Пастухова. Вот его основные тезисы:«Можно с уверенностью сказать, что можно вывезти русского из империи, но нельзя вывезти империю из русского».
«В русском идентификационном коде зашифровано стремление к экспансии — религиозной, культурной и, конечно, политической».
«Если власть нельзя захватить, то, как правило, ее можно перехватить... Для этого надо просто начать играть по правилам, установленным самим режимом, постепенно замещая Путина в сложившемся диалоге с массами собою… Ланселот должен быть «одновалентен» дракону».
То есть те, кто мечтает о том, что Россия когда-либо в обозримом будущем станет нормальной страной, должны немедленно прекратить мечтать и либо свалить из этой страны как это сделал сам политолог Пастухов, либо учиться «играть по правилам путинизма». По выражению Пастухова научиться лучше Путина играть на «трех блатных аккордах», которые единственные доступны русскому уху: «имперском тщеславии, приверженности автократии и привычке к патернализму».
Что-то до боли знакомое слышится в этом тексте Владимира Пастухова. Вот оно:
«Нам не только нельзя мечтать о слиянии с этим народом, — бояться мы его должны пуще всех казней и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной». Михаил Гершензон. Сборник «Вехи». 1909 год.
Не уверен, что идея сыграть лучше Путина имперско-автократически-патерналистскую «Мурку» способна вдохновить и без того уже приунывшие неширокие массы либеральной общественности. Да и какой смысл строить новый путинизм после Путина? Желающие и без нас найдутся…
При всей своей внешней убедительности идеи «нового Гершензона» далеко не так очевидны. И Российская империя и Советский Союз тоже казались неприступными крепостями, но вдруг «слиняли в три дня», по выражению Василия Розанова.
Сторонники мема @выходанет в доказательство своей правоты обычно требуют немедленно предъявить им подробную дорожную карту свержения путинизма, желательно с указанием точных дат, а также имен, паролей и явок всех действующих лиц и подробного описания технологии данного процесса. Не получив требуемого, «безнадежники» радостно восклицают «ага!», «так мы и знали!» и с победным видом удаляются с поля битвы.
В отличие от этих славных людей которые, видимо, лично знакомы с «демоном Лапласа», способным на основе точного знания исходного состояния Вселенной с точностью предсказать все ее дальнейшие состояния в любой момент времени, я с этим замечательным чёртиком не знаком, поэтому живу и думаю в категориях вероятностной картины мира. И вот в этой картине мира возникли три идеи, которые я полагаю весьма полезными чтобы нам, противникам путинизма не предаваться унынию и странным идеям «перефашистить» Путина, а продолжать борьбу с режимом на своем поле, имея все шансы на победу.
Вот эти идеи:
«Взмах крыла бабочки в Айове может привести к тайфуну в Индонезии» — Эдвард Лоренц. Математик.
«Вы имеете ряд поставленных домино и выбиваете первое из них... То, что случится с последующими, весьма очевидно —- они очень быстро опрокинутся. Итак, вы получите начало процесса распада, который будет иметь самые глубокие последствия». - Дуайт Эйзенхауэр. Политик.
«Гений — это человек, посвятивший свою жизнь тому, чтобы вооружить своего внутреннего ребенка инструментами и навыками игры на взрослом уровне». – Барбара Шер. Писательница.
Итак, Эдавард Лоренц с его «крылом бабочки». Предсказывая погоду, на тысячные доли процента изменил исходные условия и получил кардинально другую картину: вместо солнечного штиля – тайфун. Есть тысячи примеров «эффекта бабочки» в экономике и политике. Вот лишь несколько.
В 1905 году Академия Изобразительных Искусств в Вене дважды отказала претенденту на поступление. Поступавшим художником был Адольф Гитлер. Он переехал в Вену, чтобы изучать искусство, и когда умерла его мать, он там застрял и был вынужден жить в трущобах. Именно в это время по его собственному признанию он стал антисемитом. Оттуда он подался в немецкую армию и начал двигаться вверх по карьерной лестнице.
Кортеж эрцгерцога Фердинанда случайно сбился с маршрута и остановился прямо возле кафе, куда случайно зашел перекусить террорист Гаврило Принцип, что дало ему возможность сделать свой выстрел. Именно это убийство спровоцировало начало Первой мировой войны и последовавших за ней событий.
«Бабочек», которые своими крылышками развалили Советский Союз было несколько, но самой крупной из них был министр иностранных дел СССР Андрей Андреевич Громыко. Именно он по личной инициативе выдвинул пост генсека Горбачёва после смерти К. У. Черненко на заседании Политбюро ЦК КПСС 11 марта 1985 года. Стань генсеком «тяжеловесы» Романов или Гришин вполне возможно, история пошла бы по другому пути…
Вернемся к «неприступной крепости» путинизма. Что может стать той «бабочкой Лоренца», которая разрушит путинизм?
Пока еще остается шанс на то, что такая бабочка прилетит из-за границы. Например, из выборов в ФРГ. Если победит «понимающий Путина» Лашет, то надеяться не на что.
А вот если это будет кандидат от "зеленых" Анналена Бербок, которая обещает задать новый, более жесткий тон в общении с Москвой. Путинское руководство она публично назвала "коррупционным режимом", а на фоне недавнего скопления российских войск у границы с Украиной призвала усилить давление на Россию, говоря о необходимости вести с такими странами, как КНР и РФ, политику "диалога и жесткости".
Бербок отличается от двух других кандидатов тем, что без оговорок выступает за немедленный отказ от газопровода "Северный поток - 2". Бербок вполне может взять на вооружение те идеи про пять шагов борьбы с коррупционным путинским режимом, которые изложил Навальный в своей недавней статье из колонии, опубликованной в ведущих европейских газетах.
Может ли «бабочка Лоренца» вылупиться из грязного комка сентябрьских недовыборов? Это сейчас представляется совершенно невероятным, но назовите мне того человека, который накануне 11 марта 1985 года утверждал, что на таком унылом мероприятии, как политбюро ЦК КПСС может произойти нечто, что породит цепь событий, в конце которых будет распад Советского Союза?
Может ли в ходе этих выборов или вокруг них, в процессе наблюдения за ними родиться могильщик путинизма? Может ли триггером распада путинской России стать, например, непризнание этих выборов, а затем и вывод всего путинского режима из зоны легитимности? Вывод из зоны легитимности вовсе не означает войну или полный отказ от диалога. Талибан, например, Запад не собирается признавать, но от общения не отказывается. Перемещение путинской России в ту зону полной нелигитимности где находится Талибан, или неполной легитимности где вот уже год гнездится Лукашенко вполне может обрушить экономику путинизма и спровоцировать распад страны.
И тут начнет действовать тот эффект домино, о котором говорил Эйзенхауэр. Он использовал этот образ в 1954 году, когда обращаясь к членам Конгресса США, говорил, что если коммунисты «захватят Индокитай, то следующими могут рухнуть Бирма, Таиланд, Малайя и Индонезия». В нашем случае речь идет о возможном распаде России по аналогии с распадом СССР, когда союзные республики одна за другой стали выходить из Союза. Кстати, возвращаясь к вопросу о неизменной имперской сущности русского человека. Она куда-то делась в августе 1991, когда никто не вышел защищать империю. Ну, а в случае распада России трудно представить себе сохранение имперского синдрома у людей Дальневосточной, Сибирской или Уральской республик.
Теперь от общих рассуждений – к тому, что делать конкретному человеку, противнику путинского режима. Хорошо известны три версии: валить, встроиться в режим, уйти в личную жизнь и противостоять. Первые три версии не нуждаются в советах. Мы – про четвертую. И тут вернусь к писательнице Барбаре Шер:
«Гений — это человек, посвятивший свою жизнь тому, чтобы вооружить своего внутреннего ребенка инструментами и навыками игры на взрослом уровне».
Концепция «внутренний ребенок» принадлежит Карлу Густаву Юнгу. Признать и освободить этого ребенка означает признать и раскрыть нашу внутреннюю сущность, спонтанность и творческий потенциал, освободить свое будущее.
В концепции Юнга есть еще родитель и взрослый – те кто устанавливают правила игры и надзирают. Они говорят: играй по правилам, все остальное бесполезно.
Если вы в эмиграции – встаньте пикетом около парламента своей страны с требованием не признавать госдуму 8-го созыва и признать Путина узурпатором.
Если вы политик – попробуйте выдвинуть идеи, способные увлечь людей
Если вы активист, поговорите с людьми – возможно именно ваш разговор приведет к тому, что возникнет та критическая масса недоверия, которая обрушит режим.
В истории нет ничего заранее заданного и неизменного. Империи в 21 веке не живут, Россия не исключение.