ОТВЕТНЫЙ ВИЗИТ

ОТВЕТНЫЙ ВИЗИТ

Юрмала стала маленьким Афганистаном. Буквально в паре шагов от знаменитого концертного зала Дзинтари разместился беженский приют. Моя рижская коллега Татьяна Фаст из журнала Открытый город разместила это трогательное фото: афганские мальчишки впервые видят море.

Лет 40 назад мы бы всей страной умилялись. Моя альма матер - СМ сделала бы репортаж. Может быть, я сам бы его и написал, а мой старший друг Толя Субханкулов, он же Хан, нащелкал бы к нему фоток. Он, кстати, родился неподалеку от тех прОклятых мест, в Иране, так и было записано в его советском паспорте: иногда под эту дикую запись мы с ним даже выбивали люкс в провинциальных гостиницах, Хан ведь был почти иностранец…

Я почему- то уверен, что с жуткой иронией предложил бы назвать тот репортаж точно так же, как эти беглые заметки. Но опубликовали бы его под заголовком «Юрмала встречает афганских школьников». Или что- то в этом роде. Банально и скромно, никаких знаков судьбы…

Да, 40 лет назад, когда СССР влез в афганское несчастье, многим это казалось рядовой совковой авантюрой- что- то вроде Египта, Анголы, Сирии…

Мало кто, как тот самый Толя Хан, понимал, что из этой мерзости не выйти.

- Дудуля,- говорил мне в 1980 году человек, родившийся в Тегеране,- поверь, это навсегда!..

Хановское «навсегда» пережило и социалистический Афган, и Совок, и возрождение независимой Латвии, вернулось к ней вот этими несчастными мальчишками и, кажется, не собирается уходить.

Разумеется, они пришли к нам с «ответным визитом» по воле наших правительств и без оружия. Но что наши правительства понимают в афганской прОклятой карме?! А оружие… Оружие это они сами.

В субботу в Берлине буквально в двух кварталах от моего дома 60- летняя немка обустраивала придорожную клумбу. Афганский парень, проходивший мимо, сделал ей замечание: негоже, мол, женщине работать вот так на глазах мужчин. Когда та удивленно возразила, он несколько раз ударил ее ножом в горло. Подбежал сосед - афганский безумец ударил ножом и его. Потом примчалась полиция.

Оба пострадавших вроде будут жить. Убийцу взяли под стражу. Ему 25 лет, пришел в Германию в ту самую беженскую волну, в 16-м. Был, наверное, таким же умилительным юношей, как и эти мальчишки на фото. Но психика не выдержала. Его лечили, потом выпустили. Теперь, наверное, опять будут лечить…

Жалко случайно пострадавших людей, обычных берлинских горожан. На их месте мог оказаться любой. Но надо понимать, что и на месте этого свихнувшегося тоже может быть любой афганский беженец. 40 лет беспрерывной войны породили там несколько поколений психически уязвимых, скажем мягко, людей. Чудо, что в наших краях они срываются так редко. Но сколько это чудо может продолжаться?..

Надо помнить: они пришли к нам из ада. И ад пришел вместе с ними. С ответным, нельзя это упустить, визитом.

Boris Fel