"РАСЦВЕТ И УПАДОК ОДЕССЫ" - Юрий Христензен

"РАСЦВЕТ И УПАДОК ОДЕССЫ" - Юрий Христензен

Конец 18 века
Город Одесса находится на территории турецкого укрепления Хаджибей, взятого приступом г.-м. Де-Рибасом 14 сентября 1789 года. В 1793 году по Высочайшему повелению Императрицы Екатерины II Де-Рибасу было приказано немедленно приступить к постройке города и порта. Возникший таким образом город Хаджибей в 1795 году переименован в город Одессу [(с) "Первая всеобщая перепись РИ"].
За тридцать лет до основания Одессы немка Екатерина II издала манифест о позволении иностранцам селиться в России. Манифест предусматривал свободу вероисповедания, и Одесса стала одним из городов, куда бежали гонимые по религиозному признаку. Среди мэров Одессы были испанский дворянин, французский аристократ, английский джентльмен, французский граф, немецкий барон и даже греческий пират.
--
Конец 19 века
Одесса - быстроразвивающийся город и черноморский порт. По переписи 1873 года в Одессе проживало чуть менее двухсот тысяч жителей, а по переписи 1897 года уже более четырехсот тысяч. За одно поколение город вырос в два раза. Судя по преобладанию мужчин, основным источником притока населения была миграция. В следующий раз количество жителей удвоится через 75 лет, а потом город перестанет расти.

По переписи 1897 года население Одессы говорило на пятидесяти языках. Наиболее распространенными были великорусский (49%), идиш (31%), малорусский (9%), польский (4%), немецкий (3%) и греческий (1%). По вероисповеданию город делился на православных (58%), иудеев (34%), католиков (6%) и протестантов (2%). Все остальные религии умещались в 2%, а неверующие в те времена в Одессе отсутствовали.
--
Начало 20 века
В начале прошлого века Одесса была европейским городом с полумиллионным населением. Для сравнения, Киев был вдвое меньше. В Одессе ходили электрические трамваи, был аэроклуб, биржи, гостиницы и другие признаки цивилизации. Город строили архитекторы со всего мира, а ажурные мосты заказывали на фабрике Эйфеля. Ничто не предвещало, что к 1923 году Одессу покинет более половины жителей.

Первый "черный лебедь" прилетел с еврейскими погромами 1905 года. Затем Первая мировая, Гражданская и приход большевиков. Наиболее экономически активная часть населения не приняла новые порядки и эмигрировала в другие страны. Спилберг, Ди Каприо, Коперфильд, Сталоне, Поллак, Блаватник и даже недавно почившая старейшая член Верховного суда США - это потомки той волны эмиграции.
--
Середина 20 века
Голод и репрессии 20-х, затем голод и репрессии 30-х изменили демографический состав Одессы. Изменению подверглись экономический и социальный уклад. Если раньше нормой считались развитие, то теперь за счастье было выжить.

Дворцы сменились коммуналками, купеческие лавки продуктовыми карточками, а в церквях обустроили казармы. Так рождался новый облик города на десятки лет.
Вторая мировая война не привела к разрушению зданий в Одессе, но снова изменила демографический состав. В начале войны репрессировали немцев и поляков. После оккупации румыны расстреляли оставшихся евреев. После освобождения НКВД репрессировал всех, кто пооткрывал мелкий бизнес при румынах. Население города снова уменьшилось вдвое. Причем, на самую экономически активную его часть.
--
Настоящее время
По Всеукраинской переписи 2001 года дореволюционное население Одессы изменилось следующим образом: украинцы - (62%), русские - (29%), евреи - (1%), поляки (0,2%), немцы - (0,1%), греки - (0,1%). Все эти национальности подвергались репрессиям и замещались населением соседних регионов. Поэтому, например, бессарабский болгарский сейчас встретишь чаще, чем идиш, который когда-то был вторым в Одессе.

Один из современных человейников Одессы. Это то, что мы передадим своим потомкам. Будут ли они гордиться подобным наследием через сто лет?

По опросам большинство одесситов знает несколько языков. Русским владеет 99%, украинским 90% и еще 59% знает третий язык. Многонациональная и многоязыковая культура сохранилась, несмотря на изменение демографии. То же можно сказать об одесской кухне. Что касается другой специфики, она сохранилась фрагментами. Если такой феномен, как "одесская мама" еще встречается, то одесский язык уже сложно найти.
--
Возвращаясь к заголовку
Четыре года назад мы проводили опрос - "Чем гордятся одесситы?" В ответах звучало то, что нам подарила природа, и то, что было построено в Одессе за первые сто лет. И ничего из того, что было создано в УССР или в независимой Украине. И даже созданное сто лет назад мы не умеем хранить. Ни европейскую архитектуру в историческом центре города, ни одесскую культуру, ни специфический одесский колорит.
Развитие и упадок не зависят от национальности и языка. Хотя в плавильном котле многонациональной культуры развитие встречается чаще. Зависит это от того, как мы относимся к своему городу. Как мы его потребляем, развиваем, и сумеем ли мы его сохранить. Если сравнить то, что мы получили от наших предков, и то, что оставим своим потомкам, умеем мы только потреблять. Может пора задуматься об этом?
--
P.S. "Я вам не скажу за всю Одессу" - это русские слова, сложенные в грамматике идиш. Природно так уже не говорят. Хотя я еще застал носителей идиш и природный одесский язык - русские слова, сложенные в нерусской грамматике.
P.S.2. Старый одесский дворик. Одесская мама высовывается из окна:
- Мойша, иди домой!
- Мама, я что, хочу кушать?
- Нет, ты замерз!