Едем с сыном на работу. Я за рулем, Сережка рядом на пассажирском сидении. Сейчас все разговоры о выборах, так что первый вопрос сына не стал неожиданным.
- Я вчера очищал почтовый ящик от рекламы и встретил газету [название демократической партии]. Ты знаешь, мне понравилось, что там пишут. Кандидат от этой партии может стать президентом?
- На этих выборах вряд ли. Рациональный запрос на единого демократического кандидата был в конце прошлого года. А потом включилась политтехологическая машина по отключению критического мышления в головах избирателей.
- Причем здесь критическое мышление?
- Притом, что критическое мышление мешает людям голосовать за действующих политиков. Поэтому его отключают, обращаясь к эмоциям с помощью невыполнимых обещаний и надуманных угроз. За обещания мало кто голосует, но с помощью угроз можно заставить избирателя проголосовать не за своего кандидата, а против его оппонентов.
- Угу, - философски заметил Сережка - у меня большинство друзей планирует так голосовать.
- Эмоции сильнее влияют на поведение, чем логика. Когда люди начинают разговаривать с телевизором и повторять уничижительные прозвища своих оппонентов, они способны совершать нерациональные поступки.
Серега какое-то время размышлял о выборе своих друзей и знакомых, после чего выдал резонный вопрос.
- А [фамилия молодого кандидата] тоже использует эмоции?
- Конечно. Он позиционирует себя, как волшебную таблетку от всех проблем.
- Ну, этим все кандидаты грешат.
- Но не все возглавляют президентский рейтинг с такой повесткой.
- И что в этом кандидате особенного?
- Все остальные кандидаты обращаются к избирателю с позиции взрослого к ребенку - "Мы подарим тебе игрушку, дадим погладить собачку, повысим зарплатку, понизим квартплатку и защитим от злых дядечек и тетечек". А [молодой кандидат] обращается к избирателю, как ребенок к ребенку - "Эти взрослые опять обманут! Пора брать власть в детсаду в наши детские руки!".
- А свое желание стать президентом объясняет тем, что играл короля в детском спектакле :) - пошутил Сергей.
- Типа того. И это работает, потому что взрослые сами разрушили рацио в голове избирателя, злоупотребляя его эмоциями.
Мы уже почти подъехали, когда Серега задал ключевой вопрос.
- И кто это все финансирует?
- Олигархические группы, которым нужны "свои" политики для сохранения собственности и контроля над финансовыми потоками.
- И [фамилия понравившегося ему кандидата] тоже?
- Скорее всего. Каждый билборд обходится кандидатам в пять тысяч в месяц, а секунда телерекламы может доходить до десятков тысяч. Добавь к этому содержание штабов по всей стране и макулатуру в почтовых ящиках избирателей.
- А когда появится кандидат, которого не будут финансировать олигархи?
- Когда мы научимся самостоятельно поддерживать своих политиков.
- Но у меня не хватит денег даже на секунду рекламы по телевизору! - возмутился Сергей.
- Но волонтером же ты готов работать. Когда таких, как ты, появятся миллионы, каждому из них достаточно будет потратить совсем немного времени и денег чтобы провести своего кандидата на любой пост, включая должность президента.
- Ну, это не скоро случится.
- Быстрее, чем может показаться. Потому что за нас для нас никто работать не будет. Из этого меню можно выбрать что-то одно - либо вместо нас и без нас, либо ради нас и с нами. Никакого иного пути, кроме взросления и участия в политической жизни своей страны, пока еще не изобрели.