Светлана Дружинина: От Анфисы из «Девчат» до режиссера «Гардемаринов»

Светлана Дружинина: От Анфисы из «Девчат» до режиссера «Гардемаринов»

Светлана Дружинина. Она – один из немногочисленных примеров максимально полной и разносторонней творческой самореализации, человек, добившийся успехов во всем, чем занимается, ну и, наконец, просто очень красивая женщина, над которой не властно время. Классикой кинематографа стали и те фильмы, где она работала в качестве актрисы – «Дело было в Пенькове», «Девчата» – и те, которые она создавала как режиссер – «Тайны дворцовых переворотов», «Гардемарины». В свои годы ей точно есть чем гордиться!

Светлана Дружинина родилась в 1935 г. в Москве. Ее мать была из донских казаков, а отца, сына священника, она помнила смутно – когда она была ребенком, он ушел на войну и погиб под Смоленском. В 11 лет Светлана поступила в студию при цирковом училище и начала выступать в труппе акробатов, но мать была против того, чтобы она гастролировала вместе с ними, и ее цирковая биография через год завершилась. После этого она всерьез увлеклась балетом – к этому ее подтолкнуло знакомство в пионерлагере с внучкой Айседоры Дункан. Светлана поступила в хореографическое училище Театра Станиславского и Немировича-Данченко, где с ней вместе учились Марис Лиепа и Наталья Касаткина. Но после серьезной травмы эти занятия пришлось оставить, и балериной Дружинина так и не стала.

Несмотря на эту неудачу, девушка быстро нашла себе новое увлечение. Она стала ведущей вечеров в Концертном зале им. Петра Чайковского, которые транслировались по ТВ. Там ее заметило руководство Центрального телевидения, и ей предложили вести выпуски КВН. Так Светлана Дружинина вместе с Михаилом Державиным стали первыми ведущими игр КВН (Александр Масляков и Светлана Жильцова пришли уже после них).

Однажды на статную молодую ведущую обратил внимание режиссер Самсон Самсонов, который в то время подыскивал актрису для своего фильма «За витриной универмага». Так состоялся кинодебют Дружининой, после чего она начала получать предложения от других режиссеров. Когда она окончила актерский факультет ВГИКа, в ее фильмографии было уже 5 ролей.

Звездной стала для нее роль председательской дочери Ларисы в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Эта драма стала классикой советского кино, благодаря режиссерской работе, великолепному актерскому составу и знаменитой песне «Парней так много холостых на улицах Саратова…».

В 1961 г. Светлана Дружинина сыграла Анфису в фильме «Девчата», и эта роль стала самой известной в ее кинокарьере. В статную красавицу с характером влюбились тысячи зрителей, не подозревавших о том, что на эту роль Худсовет потребовал утвердить другую актрису. Отсмотрев первоначальный материал, они заявили, что никто не поверит в то, что от красавицы Анфисы главный герой мог уйти к неказистой Тоське. Но Юлий Райзман посоветовал режиссеру: «Дружинину не меняй, она все правильно делает. Просто убери все ее крупные планы и подрежь длинные ноги». Когда актриса увидела, что осталось от ее роли, она разрыдалась.

До середины 1960-х гг. актриса продолжала сниматься в кино, а потом почувствовала, что этого ей мало, и что она сама хочет снимать. Ей очень хотелось, чтобы ее воспринимали не только как красивую женщину, но и человека серьезной профессии, которую почему-то традиционно считают мужской. Тогда не все поняли, почему успешная актриса на пике популярности решила завершить карьеру и уйти в режиссуру. И ее поступление на режиссерский факультет ВГИКа стало для многих полной неожиданностью. Но первые же работы Дружининой – «Исполнение желаний» и «Свадьба» – доказали, что это решение не было ошибочным. Фильмы «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка» пользовались большой популярностью у зрителей, но оглушительный успех пришел к ней после «Гардемаринов».

К съемкам своего самого знаменитого фильма Светлана Дружинина приступила благодаря почти мистическому случаю. Когда преподавательница техникума, по образованию инженер-сантехник, Нина Соротокина принесла ей свою рукопись, которую не приняло к печати ни одной издательство, Дружинина решила, что перед ней – очередной графоман, и рукопись долгое время пылилась в ее квартире. Но потом случился пожар, во время которого почти все книги из ее библиотеки сгорели или были испорчены водой и пеной. Не пострадала лишь рукопись Соротокиной. Дружинина восприняла это как знак и приступила к чтению. Так родился сценарий «Гардемаринов» – фильма, перевернувшего ее жизнь. Правда, съемки дались ей нелегко – на 6-й день после начала работы она упала с лошади и сломала ногу, но прерывать процесс из-за этого не захотела – колола обезболивающее и передвигалась по съемочной площадке на костылях. Дружинина говорила: «Меня справедливо считают сильной женщиной. Жизнь закалила. Я не привыкла сдаваться, научилась отражать удары судьбы, которых было немало».

Даже в 1990-х гг., когда отечественный кинематограф переживал кризис, Дружинина продолжала снимать и выпустила еще один свой кинохит – «Тайны дворцовых переворотов». Над ним она работала вплоть до 2014 г. Помимо этого, она активно занимается общественной работой – возглавила совет по организации кинофестивалей исторических фильмов «Вече», инициировала проведение Всероссийского фестиваля исторического кино «Угра».

Ее часто спрашивают о том, не жалеет ли она об окончании своей актерской карьеры, на что Дружинина отвечает: «Мне до сих пор помогают мои роли в кино: зрителям интересно посмотреть, как выглядит Лариска из картины «Дело было в Пенькове» или Анфиска из «Девчат». Актерская профессия дала мне популярность, за что я ей очень благодарна. Никогда не ругаю свои роли в кино, как это делают некоторые актеры, мол, не нравится, что их называют именем киноперсонажа, хотя именно благодаря этим ролям они состоялись в профессии. Но я не актриса по характеру, по-настоящему никогда не хотела ею быть… Мечты сбываются только тогда, когда вы упорно идёте к намеченной цели, которая и есть мечта заветная! Для меня кинорежиссура – это не профессия, это – способ жизни».

И после 80-ти Светлана Дружинина остается очень активной и энергичной – дома ее застать невозможно, она все время пропадает на съемках. В этом и видит залог своего здоровья и неувядающей красоты: «Я не считаю свои годы! Если стану размышлять о том, что у меня болит, то не сделаю ничего, а у меня много работы. Загружайте себя делами! Энергия аккумулирует энергию. Лениться нельзя».

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/161218/41659/