Почему в России такой катастрофический дефицит доброты и солидарности
Россияне, возможно, единственный народ на планете, чье мнение о себе столь диаметрально противоположно реальности. Среди наиболее распространенных автостереотипов русского народа: «широта натуры», «доброта», «отзывчивость», «готовность помочь». «Русский человек с себя последнюю рубаху снимет» - такие реплики мне часто приходилось читать в анкетах, где спрашивалось о том, чем наши соотечественники отличаются от иностранцев.
В действительности россияне один из самых черствых и жесткосердечных народов на планете. Речь не о воспоминаниях о зверствах времен Гражданской войны, Голодомора и Большого террора, когда народ старательно уничтожал себя по приказу маньяков. Речь о дне сегодняшнем, о фактическом отсутствии в стране такого явления как благотворительность, милосердие и солидарность. Это все зримые, а не декларативные проявления доброты в России отсутствуют на всех этажах социальной лестницы. На нижних и средних этажах, где располагаются наемные работники, зияют своим полным отсутствием профсоюзы: главный институт трудовой солидарности, выработанный веками. На верхних этажах, где живут обитатели списка Forbes, нет ничего похожего на филантропию как мощный социальный институт, который за рубежом по своему масштабу вполне сопоставим с бизнесом и властью, а по авторитету существенно их превосходит.
В августе 2010 года 38 американских миллиардеров подписали «Клятву дарения» - обязательство отдать не менее половины своего состояния на благотворительность. Инициаторами были самые богатые люди планеты: Уоррен Баффет, Билл Гейтс, Дэвид Рокфеллер, Майкл Блумберг, чуть позже присоединились Марк Цукерберг и Дастин Московиц. Через три года «Клятву дарения» подписали уже 93 миллиардера. Среди россиян нашелся один подписант – Владимир Потанин. Его участие в зарубежной филантропической инициативе немедленно было расценено как попытка вытащить свои капиталы из цепких лап российской власти. Кремль на эту потанинскую выходку посмотрел хмуро, но давить пока не стал, тем более что Потанин заявил, что большие суммы пока жертвовать не собирается, когда соберется - сам не знает.
Американцы не декларируют, а жертвуют реально и много. В начале июня 2017 года по данным Комиссии по ценным бумагам и биржам США Билл Гейтс сделал благотворительный взнос в размере $4,6 миллиардов, что составляет 5% его состояния. На какие конкретно проекты пойдут эти конкретные миллиарды не известно, но в целом благотворительные проекты Гейтса в области здравоохранения (предупреждение и лечение ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии), а также борьбы с бедностью, хорошо известны. Всего с 1994 года Гейтс пожертвовал на благотворительность около $35 миллиардов.
Россия занимает пятое место в мире по количеству долларовых миллиардеров, но ничего даже близко похожего на благотворительность в США, Великобритании, Германии или в Скандинавских странах здесь не происходит.
Может возникнуть убеждение, что культура филантропии, привычка и потребность помогать ближним и дальним, доступна только богатым странам, а в этих странах благотворители сплошь богатые люди. Это не так. Корреляция между достатком и добротой есть, но далеко не линейная.
Компания Gallup вот уже 7 лет составляет Всемирный индекс благотворительности на основе массового опроса граждан 140 стран. Социологи этой авторитетной международной компании строят индекс благотворительности на основе трех показателей: процент граждан, совершивших хоть одно пожертвование в некоммерческую организацию, процент волонтеров среди населения и доля тех, кто хоть раз лично помог незнакомому человеку.
В индексе 2016 года Россия заняла 126 место из 140 стран. Украина, несмотря на большую бедность населения, чем в России – на 20 пунктов выше, на 106 месте. Грузия – на 120-м. Казахстан – на 96-м. Мусульманские страны постсоветского пространства, такие как Киргизия, Таджикистан и Туркмения в индексе стоят выше, поскольку там благотворительность существует в виде обязательного налога в пользу бедных, и налог этот, закят, является одним из пяти столпов веры. Среди лидеров Всемирного индекса больше всего стран большого и богатого Запада: США, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Ирландия. В группе лидеров благотворительности две мусульманские страны: Индонезия и ОАЭ и две страны, большинство населения которых исповедует буддизм: Шри-Ланка и нищая Мьянма.
Страны, в которых самой распространенной религией является православие, все находятся в хвосте Всемирного индекса благотворительности. Русское православие в версии РПЦ – это вообще особая статья. Достаточно посмотреть на те лица, которыми православие в России обращено к населению: оголтелые попы-мракобесы Чаплин и Смирнов, православные активисты типа Энтео и кромешников из движения «Сорок Сороков», внезапно впавшая в какое-то сектантское изуверство депутатша Поклонская. О каком милосердии и благотворительности тут может идти речь? РПЦ и его активисты сегодня – один из самых злобных и агрессивных общественных институтов в России, явно превосходящий по злобности и агрессивности силовые структуры и уступающий по этим параметрам, пожалуй, лишь телевизору.
Вот этот скромный бытовой прибор, на нашу беду изобретенный уехавшим в США выходцем из России, стал во времена Путина подлинным проклятием для популяции и главным средством управления ею со стороны власти. Именно через него в головы россиян ежедневно и круглосуточно вливаются потоки ненависти и злобы ко всему окружающему. Именно это, безобидное с виду, электронное устройство вот уже почти 20 лет формирует те черты русского национального характера, которые не имеют ничего общего ни с какими этническими стереотипами, касающимися русских (россиян).
Одним из самых больших достижений отечественной социологии, лидером которой в постсоветские годы был ныне покойный Юрий Александрович Левада, стало комплексное мониторинговое исследование «Человек советский», в ходе которого были описаны те патологические черты личности граждан СССР, которые никуда не делись после распада советской империи и аккуратно переместились в головы граждан постсоветских независимых государств, кроме, пожалуй, стран Балтии, где тип «человека советского» и до распада СССР не преобладал.
Почти два десятилетия бывших «советских человеков» подвергают неслыханному в истории облучению злобой, жестокостью, аморальностью. Не может это пройти бесследно. К подозрительности и «человека советского» в путинское время добавилась агрессивность. Патернализм, характерный для граждан СССР перерос в иждивенчество воспитанных в условиях нефтяной ренты граждан путинской России. Добавились культ жестокости и насилия, как главного средства решения всех проблем. Какой уж тут гуманизм и милосердие с филантропией. Не смешите наших попов, депутатов и телеведущих. Популяции россиян после конца правления Путина предстоит длительное лечение. И вкус «таблеток доброты», полагаю, будет весьма горьким…