В большую политическую риторику Великобритании и США вернулась идея введения налога на богатство

В большую политическую риторику Великобритании и США вернулась идея введения налога на богатство

Сенатор США от штата Массачусетс и одна из наиболее рейтинговых кандидатов на следующих президентских выборах от демократической партии Elizabeth Ann Warren пообещала американцам ввести налог на богатство, если она победит Президента Трампа в ноябре 2020 года. Предложенный политиком формат налога предполагает ежегодное налогообложение чистых активов "налогоплательщика-толстосума":

- по ставке 2%, если активы превышают 50 млн дол;
- по ставке 3% (альтернативный вариант 6%) для состояний оцениваемых в сумму более 1 млрд дол.
По предварительным оценкам, налог коснется 75 тысяч домохозяйств (или около 0,1% от общей массы) и 900 семей - миллиардеров. При этом, потенциально принесет правительству 270 млрд дол в год, что составляет около 5% федерального бюджета США.
Аналогичную (по сути но не по форме) инициативу не далее двух месяцев назад провозгласил второй человек в официальной оппозиции Великобритании John McDonnell, являющийся теневым канцлером казначейства от Лейбористской партии. Его личное видение налога на богатство - увеличение налогового бремени для 5% богатейших жителей Великобритании путем снижение порога применения 45% ставки подоходного дохода со 150 до 80 тысяч фунтов стерлингов (то есть с первого фунта дохода, превышающего 80 тысяч в год правительство лейбористов не прочь будет забрать себе почти половину). В последнем случае облагать пытаются хотя бы доходы, а не сами активы.
Дискуссия приобретает тем большую остроту в связи:
- с внедрением в последнее время международных стандартов налоговой и финансовой прозрачности (antiBEPS, ATAD, FATCA), а также активной политикой преследования офшорных капиталов, сопровождаемой почти полным нивелированием банковской тайны (прятать активы становиться труднее и дороже);
- усилением кризиса неравенства, в прошлом году каждые два дня мир прирастал новым миллиардером, а 1% богатейших людей досталось более 82% богатства;
- последними научными исследованиями, в частности OECD, свидетельствующими о том, что:
(а) современные налоговые системы в большей степени способствуют экономии на налогах для тех домашних хозяйств, которые в финансовом отношении более обеспечены, предоставляя им форматы владения активами не подвергающимся значительному налоговому бремени (инвестиционные и частные пенсионные фонды, акции, личная жилая недвижимость);
(б) налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов для сокращения неравенства, а увеличение прогрессивности налогообложения форм владения активами с низкой налоговой нагрузкой будет способствовать восстановлению нейтральности налоговых систем.
Маленький экскурс. На сегодня лишь четыре государства считают возможным существование "классического" налога на богатство, а именно: Норвегия, Испания (ввела его повторно как реакцию на последний мировой финансовый кризис), Швейцария и Бельгия (страна-новичок только недавно ставшая облагать налогом активы свыше 500 тысяч евро). Швеция отменила свой налог в 2007 году, Франция в 2017-м. Хотя, необходимо также оговориться, что более 40 стран мира в той или иной форме имеют в своих налоговых системах налог на так называемые накопления (сбережения).
Современный мир, вполне возможно, входит в новую фазу переосмысления сущности и задач налогообложения. Но важно не забывать - крайности вредны: Он призвал к себе бедняков и раздал им богачей (Elias Salomon Canetti).

Слава Черкашин