Большая часть очередных переговоров, которые контактная группа по урегулированию конфликта на востоке Украины, провела в среду в Минске, относилась к согласованию условий и правил проведения местных выборов, пишет в своем блоге на Korrespondent.net публицист Сирко Иван.
Однако, по словам, представителя ОБСЕ Мартина Сайдика, переговоры проходили очень тяжело, и их участники окончательного решения по этому вопросу так и не достигли.
Основная дискуссия велась по предложению ДНР и ЛНР провести местные выборы в республиках в феврале 2016 года. Однако украинская сторона сочла это неожиданное предложение лидеров самопровозглашенных республик политическим троллингом и попыткой отвлечь внимание от намерения провести первый (и основной) этап выборов в ДНР и ЛНР 18 октября и 1 ноября, соответственно, - как и было заявлено ранее.
В ответ представители республик обвинили Киев в нарушении минских договоренностей и в несогласовании сроков проведения выборов в местные советы с руководством ДНР и ЛНР, которое готово «подвинуться» в сроках проведения местных выборов до февраля. Почему же переговоры между двумя конфликтующими сторонами зашли в тупик?
Как стало известно из неофициального источника в Минске, камнем преткновения стал «закон об особом статусе Донбасса», разблокировать который едва ли не в ультимативной форме потребовали от киевских властей лидеры мятежных регионов. Однако именно его принятию изо всех сил сопротивляется украинское руководство, опасаясь, что вслед за Донбассом такого же особого статуса могут потребовать и другие украинские области.
Сторонники наделения регионов Украины особыми полномочиями есть не только на Востоке. На особенном статусе периодически настаивали представители Закарпатья и Юга. Независимости от центра для региона требовали в Мукачево, Харькове и Одессе… А Запорожский облсовет и вовсе потребовал в конце августа от Президента Украины предоставить области особый статус – на основании объявленной Киевом региональной реформы.
Реакцию президента было нетрудно предугадать. «Запорожский облсовет принял решение, что им тоже нужен статус…Нет! Никакой федерализации и никаких статусов!» - заявил Порошенко.
Несмотря на назревшую необходимость, украинская власть продолжает упрямо отказываться от идеи федерализации Украины, которая по ее мнению, неизбежно приведет к расколу страны. Взамен желанию областей самостоятельно руководить своим регионом и распоряжаться собственным бюджетом, руководство страны предлагает весьма условную децентрализацию. Но даже анонсированные Президентом конституционные изменения, которые по утверждению Порошенко, должны расширить полномочия регионов, лишь ещё больше централизуют власть. Неудивительно, что на местах предложенную Президентом конституционную реформу презрительно называют «филькиной грамотой» или «децентрализованной пылью в глаза». Но киевские власти, по-прежнему, не желают идти ни на какие уступки регионам и упрямо настаивают на унитарности государства. Отказ верхов признавать реальность оборачивается для страны разрушенной экономикой, социальными потрясениями и непрекращающейся гражданской войной на Юго-Востоке. Все эти факторы угрожают привести к распаду Украину намного сильнее, чем потенциальная федерализация. Которая, напротив, предполагает не раскол, а объединение внутри страны регионов - отличных друг от друга, но с равноценными полномочиями. «Союз равных», который так невыгоден нынешним правящим элитам, узурпировавшим власть.