Уже давно не секрет, что Роснефть перегружена долгами и испытывает серьезные проблемы с выплатами по кредитам. Но насколько серьезные? Помните "Красотку" с Ричардом Гиром? - "Мистер Льюис, могу я узнать, насколько неприличную сумму Вы готовы потратить: неприличную или вопиюще непристойную?" Попробую обрисовать контуры "вопиющей непристойности" долгового бремени нашего национального нефтяного достояния, ведомого основателем бренда "От Иваныча".
Сама Роснефть браво рапортует, что ее долговая нагрузка вовсе не критичная - в пределах 1.7 EBITDA. Данный показатель означает, что, не будь у компании налоговых платежей, процентов по кредитам и капвложений (гипотетическая ситуация), ей понадобилось бы 1.7 года, чтобы погасить долги, используя для этого всю свою прибыль. В реальности срок, конечно же, растягивается в разы, поэтому показатель "долг к EBITDA" используют в основном для сравнения кредитной нагрузки различных компаний.
Так, у ExxonMobil долг к EBITDA составляет 0.95, Royal Dutch Shell - 1.24, Chevron - 1.1, Total - 1.06, BP - 1.47, Eni - 0.95 (данные - по ссылке в первом комментарии). На таком фоне Роснефть с ее 1.7 и впрямь смотрится не так плохо. Но действительно ли там 1.7, или снова "два пальца" померещились?
Смотрим очень толковый расчет Руслана Халиуллина (ссылка), который убедительно показал, что текущая задолженность Роснефти составляет 94 млрд долларов. Далее берем прогнозную EBITDA Роснефти в текущем году - 21 млрд долларов (цифра и по официальной отчетности, и по ссылке в первом комментарии).
Несколько касаний калькулятора и вуаля: долг к EBITDA "От Иваныча"- 4.48 (!!!) В четыре раза выше, чем в среднем по Oil Majors. Это какой же "талант" нужен, чтобы выйти из десятилетия заоблачных нефтяных цен в столь плачевном состоянии?!