Главные враги РФ не вне страны и власти, а внутри. Хакерскими взломами и вымогательством занималась вовсе не "пятая колонна" и не зарубежные диверсанты. Комментарий Александра Плющева для DW.
Почти год назад, как и многие другие наблюдатели, я ломал голову над тем, что это за группировка "Анонимный Интернационал" (АИ), которую представлял в интернете блог "Шалтай-Болтай". На тот момент еще не было двух громких сливов (про Арама Габрелянова и Владислава Суркова), но уже было заметно, что проект превратился в конвейер по монетизации компромата. Я тогда предположил, что рано или поздно АИ исчезнет внезапно и бесследно, и ошибся. Точнее, исчез-то он внезапно, прекратив какую-либо активность в ноябре, но уже в январе напомнил о себе с максимально возможной громкостью.Из всех версий, которые я тогда высказал, наиболее похожей на правду является гибрид первой и последней: это хакеры, близкие к администрации президента, которые использовали взломы для заработка и рекламы собственной деятельности.
Сейчас нужно крайне внимательно и осторожно относиться к любой информации об этом деле, поскольку утекает она от тех, кто, возможно, гораздо больше стремится запутать, нежели прояснить ситуацию. Пока более или менее ясно, что, как минимум, часть хакерской группировки арестована, но дальше - только вопросы, на которые следствие то ли ответит, то ли постарается их не заметить.
Уравнение с одними неизвестными
Непонятна роль офицера ФСБ Сергея Михайлова, и вообще доподлинно неизвестно, был ли он с связан с АИ. По одной из версий, он вышел на участников группировки, но вместо того, чтобы пресечь ее деятельность, стал крышевать. Сообщается, что Михайлов был арестован позже участников АИ, не исключено, что по их показаниям. Но мы-то знаем, как это бывает, когда арестованного настоятельно просят дать показания на кого-нибудь, обещая облегчение участи.
По другим версиям, Михайлов мог быть причастен к передаче американцам сведений то ли о "русских хакерах", то ли о деятельности здешних компаний, и тогда к хакерами из АИ он вообще, получается, притянут за уши.
Неясно, они ли выложили в сеть "переписку Суркова", после чего якобы и началось расследование, которое привело к нынешним арестам. Этот кейс подозрителен, в глаза бросаются отличия от остальных: слив появился от имени украинской организации и не выставлялся на продажу, которая могла бы предотвратить публикацию. Тумана все больше, версии из различных источников, дающих эту информацию в СМИ, то и дело сменяют друг друга.
Куда ни кинь, всюду клин
Но даже при таком количестве неизвестных, можно сделать некоторые выводы. Как ни крути, а все версии плохи для официальной позиции властей, поскольку подтверждают то, что ранее с гневом опровергалось. И хакеры никакие у нас не водятся, и Сурков электронной почтой не пользуется. А если все же выяснится, что атаковавшие Америку хакеры и вправду были, то это же прямое признание факта киберагрессии. А если и "переписка Суркова" вдруг окажется подлинной, то придется признавать и свою роль в дестабилизации ситуации на востоке Украины.
Есть и внутренние последствия подтверждения какой-либо из этих версий. Признание существования "переписки Суркова" - это приговор структурам, которые были призваны ее охранять. А работающий на ЦРУ замглавы информационной безопасности ФСБ, человек, как говорят, курировавший весь IT-бизнес страны, - это грандиозный провал спецслужбы.
Еще один, пожалуй, самый важный вывод: главные враги власти находятся скорее не вне, а внутри. Причем не только и не столько внутри страны, сколько внутри самой власти. Взломами, вымогательством, публикацией компромата, похоже, занимались вовсе не люди из "пятой колонны" и даже не зарубежные диверсанты.
Как минимум, один из членов группировки, "Льюис" (журналист Юрий Аникеев, которого считают руководителем хакеров из "Шалтай-Болтай". - Ред.), как утверждается, был вхож в администрацию президента. Утверждается, что далеко не весь компромат был добыт с помощью взлома, кое-что приносили те, кто хотел навредить конкурентам. Возможно, что-то подкидывали спецслужбы или вообще все время стояли за спиной и прикрывали при необходимости.
Себе дороже
Интересно и то, что жертвы взломов не обращались в правоохранительные органы. Во всяком случае мы ничего не слышали о возбуждении уголовных дел по заявлениям премьер-министра Медведева и его пресс-секретаря Тимаковой, медиамагната Габрелянова и даже главы Роскомнадзора Жарова. Возможно, потому, что признание самого факта подлинности обнародованной переписки (как и у Суркова), могло принести большие издержки, чем выплата денег по требованию взломщиков.
И не только из-за содержания переписки, ведь большая часть опубликованного "Шалтай-Болтай" была вполне безобидной. Поведение жертв наталкивает на мысль, что, как и рядовые граждане, связываться с правоохранительными органами не спешат и представители властей, небезосновательно полагая, что это себе дороже. Формально можно возбуждать уголовные дела и без заявления пострадавших (тем более - таких пострадавших), но почему-то этого ни разу не случилось.На таком фоне особенно комично смотрится ответ из администрации президента коммунисту Валерию Рашкину, пожаловавшемуся, что у него взломали аккаунт в Twitter. Глава управления внутренней политики администрации Андрей Ярин написал, что взламывают не только оппозиционеров, но и представителей властей, и привел в пример как раз сливы от АИ.
При этом он зачем-то пообещал, что в Кремле примут меры по защите от "иностранных интервенций" в Рунете. Даже до поступления информации об арестах участников хакерской группировки было понятно, что никакие это не засланные диверсанты и интервенты, а самые что ни на есть свои. При таких "друзьях" никаких врагов не надо.
Автор: Александр Плющев